Верховная Рада Украины отложила рассмотрение законопроекта о деоккупации Донбасса на январь 2018 года.

Верховная Рада Украины отложила рассмотрение проекта закона «Об особенностях политики по обеспечению государственного суверенитета на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей» на вторую половину января. Об этом 20 декабря заявила вице–спикер Верховной Рады Ирина Геращенко.

Основной причиной названа вероятность срыва намеченного обмена пленными в случае принятия данного законопроекта во втором чтении до Нового Года.

«Есть вероятность, что это будет сорвано. Шанс очень большой, хочу вам честно об этом сказать. Мы думали, что всё произойдёт намного быстрее, чем Новый год и Рождество, и всё для этого сделали. Может быть такое, что другая сторона во всех грехах обвинит Украину. Так же, как с СЦКК (совместный центр по контролю и координации — прим. ред.), когда стало очевидно, что Российская Федерация выводит своих кадровых военных из СЦКК для того, чтобы там обострить ситуацию, чтобы подталкивать Киев с так называемыми республиками, хотя это никакие не республики», — объяснила Геращенко.

Один из лидеров президентской партии БПП призвал Раду не провоцировать ситуацию и подождать Нового Года. В свою очередь спикер Рады Андрей Парубий подтвердил: с 16 января Рада будет готова рассмотреть закон во втором чтении, после согласования всех поправок в профильном комитете.

Однако является ли желание провести обмен ключевым фактором, вызвавшим «пробуксовку» голосования?

Вот как прокомментировал ТАЙМЕРУ ситуацию со вторым чтением закона киевский политолог Кирилл Молчанов:

«Закон о реинтеграции Донбасса будет отложен в долгий ящик. Во–первых, нет понимания, каким смыслом его наполнить, во–вторых, он может привести к утрате западной поддержки. Складывается ощущение, что его вообще вносили как прикрытие для принятия закона о продлении особого статуса ОРДЛО ещё на год, и никто его и не собирался принимать изначально. Более того, так называемый закон о реинтеграции не подразумевает никаких механизмов самой реинтеграции, в том виде, в котором его голосовали в первом чтении, это скорее попытка зафиксировать юридически статус замороженного конфликта на долгие годы. Но увидев неодобрение западных партнёров этого документа, ястребы войны пошли на попятную и уже второй месяц переносят его принятие. Скорее всего, он вообще не будет принят, пока идут переговоры Волкера и Суркова касательно возможной миротворческой миссии ООН».

То, что внутри коалиции нет единого взгляда на ключевые моменты закона, подтверждают и сами депутаты коалиции. Так, народный депутат Винник (фракция БПП), в интервью немецкому «DW» заявил, что профильный комитет отклонил его поправку о разрыве дипломатических отношений с Россией по настоянию президента Порошенко. Депутат от фракции «Народный Фронт» Антон Геращенко пошёл ещё дальше. Он утверждает, что ключевые параметры закона, такие как признание России страной–агрессором, необходимость законодательно закрепить право ВСУ давать отпор российской военной агрессии и ряд других, не имеют поддержки большинства в пропрезидентской фракции.

«Кошку надо называть кошкой, а Россию — агрессором. Этот закон нужен, прежде всего, для того, чтобы перестать прикрывать фиговым листком очевидные вещи. Этот закон позволит создать фундамент для дальнейшего преследования государства Россия и его должностных лиц… Фактически у нас (коалиции — прим. авт.) сейчас стоит вопрос, даст ли президент своей фракции команду голосовать, или нет. «Самопомич» имеет свою точку зрения и поддерживать данный законопроект не будет, «Оппозиционый Блок» — тем более. Мы рассчитываем на голоса Радикальной партии Ляшко, на голоса «Батькивщины» и всех адекватных депутатов, которые понимают, что нельзя уже третий год держать страусиную позицию…».

Позицию фракции БПП на сегодняшний день озвучил депутат Александр Бригинец. Он заявил, что во фракции есть опасение, что из–за внесения поправок в законопроект появляется угроза выхолащивания президентской стратегии деоккупации и наложения президентского «вето». Да и позиция «Батькивщины» в последнее время перестала быть столь однозначной. Один из спикеров БЮТ Игорь Луценко не видит смысл голосовать вслепую, не изучив суть всех поправок, внесённых ко второму чтению.

Таким образом, на смену спешке с принятием закона во втором чтении пришёл его тихий саботаж. Обычно это связывают с необходимостью утрясти все «пожелания» наших западных партнёров, в первую очередь США, которые неизбежно возникнут в процессе очередных переговоров между Куртом Волкером и Владиславом Сурковым, намеченные на середину декабря. Однако источник ТАЙМЕРА в президентской фракции считает иначе.

«Основная причина резкого «стопа» данного закона со стороны АПУ заключается больше во внутренних недоговоренностях между БПП и НФ. «Народному Фронту» не нравится, что фактически вся власть в зоне АТО переходит к президенту, и рядом поправок они хотят это нивелировать. Речь будет идти в том числе о статусе добровольцев (в том числе иностранных — прим. авт.), а также о роли Национальной Гвардии в новой ситуации и о проведении выборов на подконтрольной территории в 2019 году. Что же касается внешних факторов и имплементации «Минска-2», то это уже отдельный разговор, к этому закону не имеющий отношения. Имплементацией «Минска» по–настоящему в АПУ планируют заняться за полгода до президентских выборов 2019 года».

Порошенко собирается под громкие крики об агрессии имплементировать Минские соглашения по–тихому? Вряд ли «партия войны» позволит ему сделать это без обострения ситуации на Донбассе. Поэтому развитие ситуации вокруг данного закона станет ещё одним маркером устойчивости коалиции и возможностью Порошенко управлять ситуацией внутри страны.

Руслан Бизяев, ТАЙМЕР, Одесса