Загреметь в тюрьму на Украине скоро можно будет просто за «неправильное» высказывание. В «Народном фронте» заговорили о том, чтобы наказывать граждан за «отрицание, непризнание и циничные высказывания о Революции достоинства».

А группа депутатов пошла еще дальше — они зарегистрировали законопроект, согласно которому предлагается привлекать к ответственности за отрицание Голодомора. За это может грозить штраф до 170 тыс. грн либо тюремное заключение до 5 лет. Подоплека таких действий, считают эксперты, проста: в обществе назревает недовольство результатами реформ, поэтому сторонники власти хотят запустить карательный механизм.

Как наказывать

Скандал разгорелся в пятницу в вечернем эфире одного из телеканалов. Депутат Евгений Мураев заявил, что считает Майдан государственным переворотом. В этот момент в студии находились депутат-еврооптимист Светлана Залищук, свободовец Юрий Левченко, «фронтовик» Леонид Емец, депутат от «Самопомочи» Татьяна Острикова и от «Батькивщины» — Алена Шкрум. Студию покинули все, высказавшись напоследок о том, что «на Майдане стояли сотни тысяч» (Левченко) и «за эти красные линии не должны переходить ни ведущие, ни телеканалы» (Шкрум).

В «Народном фронте» пошли еще дальше: там потребовали наказывать граждан за «отрицание, непризнание и циничные высказывания» о Майдане. Там, кстати, уже хотят инициировать закрепление этого положения на законодательном уровне — правда, как именно наказывать, пока неясно. В то же время на сайте Рады уже зарегистрирован законопроект, который грозит штрафом от 51 тыс. грн до 170 тыс. грн и тюремным сроком до 5 лет за отрицание Голодомора.

Тревожный чемоданчик

Любопытно, что эти идеи могут найти поддержку в Раде. Во всяком случае, депутат от БПП Алексей Гончаренко сказал «Вестям», что законопроект о Голодоморе пройдет. «Это давние и трагические события Украины, в других странах жестко наказывают за отрицание геноцида. Почему мы не должны делать этого?» — говорит Гончаренко. А вот что касается наказания за отрицание Майдана, то явно будут дискуссии.

«Это недавние события, они свежи в памяти, но это другая история, и я пока не понимаю, как можно прописать на уровне закона наказание за такие высказывания», — считает  Алексей Гончаренко

Политологи, впрочем, не исключают, что депутаты найдут, как это сделать, — слишком заманчивой для многих сейчас выглядит перспектива закрыть рот тем, кто говорит что-то отличное от линии власти. «На всякий случай проверил тревожный чемоданчик, пополнил запасы сухарей», — сыронизировал в «Фейсбуке» политолог Кость Бондаренко.

Призрак тоталитаризма

Сейчас очень многое зависит от того, поддержат ли украинцы призывы к наказанию за собственное мнение. «Если мы живем в тоталитарном обществе, то, конечно, стоит вводить наказание за отрицание Майдана или Голодомора. Если же мы в демократическом обществе — то нет», — считает социолог Евгений Головаха.

Политолог Андрей Золотарев уверен: во власти уже чувствуют, что в обществе назревает недовольство результатами перемен. Поэтому ищут средства защиты: «Те, кто громче всех кричат про уголовную ответственность за отрицание Голодомора и Майдана, сами те же самые большевики. Поскольку именно они голосовали за закон о декоммунизации. Лиха беда начало. Люди мыслят штампами столетней давности. И все эти высказывания приведут только к обратному результату, общество их отвергает. Эта истерика говорит только об одном: представителей власти и их окружение мучает страх перед будущим. Понимание, что общество уже задается вопросом: почему вместо мерзавцев к власти пришли негодяи? Им нужно купировать этот процесс, поэтому они заговорили об уголовной ответственности», — считает политолог Андрей Золотарев.

«Можно как угодно называть Майдан, но мы видим результат. Смены системы не произошло, просто поменялись лица во власти, сменили обертку, но суть не изменилась», —  констатирует Золотарев.

Есть и еще один немаловажный нюанс: уголовная ответственность за высказывание своего мнения противоречит Конституции и Европейской конвенции, говорит юрист Ростислав Кравец. «Какова цель наказывать за критику Революции достоинства? Ведь уже прошло три года, но нет ни одного приговора суда, а те дела, которые находятся в судах, имеют весьма туманные перспективы. Так что сама власть делает все, чтобы никто не был наказан», — считает Кравец.

«Мы не можем всех перевоспитать»

Активные участники событий зимы 2013–2014 гг. далеко не едины во мнениях о наказании за негативные высказывания о Майдане. К примеру, бывший сотник Майдана Анатолий Медведь полагает, что за отличное от других мнение о Майдане нужно карать. «Мы должны заставить уважать Майдан, причем штрафы тут не помогут. Нужна уголовная ответственность за высказывания против государственности Украины и независимости», — сказал он «Вестям».

Однако Сергей Коба, один из лидеров Автомайдана, напротив, придерживается мнения, что нельзя насильно заставить человека думать по-другому: «Насильно любить Майдан не заставишь. Поэтому считаю, что некоторые политики сейчас просто перегибают палку, говоря о том, что нужно наказывать за высказывания против Майдана или Голодомора. Каждый человек имеет право на свою точку зрения, мы не можем всех перевоспитать».

В воскресенье, 3 декабря, в Киеве радикалы напали на телеканал NewsOne. Неизвестные заблокировали вход в здание. Акцию связывают с пятничным эфиром, в котором депутат Евгений Мураев заявил, что считает Майдан госпереворотом. В редакции канала заявили, что появление радикалов связано с тем, что NewsOne — единственное СМИ, которое транслирует «марш за импичмент» Михаила Саакашвили.

Марина Петик, Naspravdi