Пристрастие римских первосвященников к дипломатии известно давно: очередным примером этого стал шестидневный визит Папы Франциска в Мьянму и Бангладеш, конфликтующих из-за приведших к насилию попыток бенгальских переселенцев-мусульман колонизировать часть территории южного буддистского соседа

Папа Римский Франциск прибыл сегодня в Мьянму с апостольским визитом, став первым главой Римско-католической церкви, посетившим эту 55-миллионную страну, где христиане составляют всего лишь один процент населения. Согласно организаторам визита понтифика, в течение четырех дней пребывания в Мьянме Франциск встретится и проведет переговоры с президентом Тхином Чжо, госсоветником, но де-факто и особенно в глазах внешнего мира политическим лидером Мьянмы Аун Сан Су Чжи, главнокомандующим армией Мин Аун Хлаингом, отслужит мессу на стадионе в столице страны – Янгоне.

Как сообщается, стороны обсудят многие важные вопросы, кроме одного. Имеется в виду кризис в западном штате Ракхайн, который привел к массовому бегству представителей народности рохинджа в соседнюю Бангладеш. Принимающая понтифика сторона заявляет, что тот, разумеется, «осведомлен о ситуации в Ракхайне и понимает ее очень хорошо», но цель его визита заключается в том, чтобы «воодушевить католиков, поддержать изменения, которые происходят в Мьянме, обсудить вопросы сотрудничества». Власти Мьянмы, как и широкие круги ее общественности, предпочитают называть мусульманское население Ракхайна просто бенгальскими переселенцами, полагая, что те злоупотребляет своим статусом гостей в их буддистской стране.

«Челночная дипломатия» Папы Римского 

Самое пикантное заключается в том, что после того, как стороны якобы не обсудят проблему бенгальских переселенцев, Папа Римский в рамках самой что ни на есть «челночной дипломатии» отправится в мусульманскую Бангладеш. Немногие могут отыскать на карте эту маленькую страну, значительная часть территории которой состоит из островов и низин, затапливаемых периодически водой, но население которой по своей численности уже достигло почти 170 миллионов человек. То есть на несколько десятков миллионов больше, чем в России. Бенгальцы, большинство из которых являются либо мусульманами, либо индусами (у последних есть в Индии свой штат – Западная Бенгалия) очень талантливый и трудолюбивый народ. Они дали миру великих писателей, философов, ученых, лауреатов нобелевских премий, бесчисленных тружеников, благодаря которым Западная Бенгалия и Бангладеш только и могут существовать. Ну а излишки огромного бенгальского населения расползаются по всему миру – пробираются в Европу, в страны региона, в первую очередь, в Мьянму и штаты Северо-Западной Индии, до которых просто рукой подать. И вот тут начинаются проблемы, которые и приехал решать в регион Папа-иезуит. Зачем приехал? Чтобы продемонстрировать значение католической церкви как некоей примиряющей глобальной инстанции? Сделать реверансы перед буддистами и, главное, мусульманами, в надежде, что этот жест будет оценен? Или чтобы все-таки «половить души» в регионе, как это успешно делали в свое время последователи основателя Общества Иисуса Игнатия Лойолы?

Вышедший из иезуитов Папа Франциск обожает пиар и политику. Фото: www.globallookpress.com

Зачем это нужно Франциску? 

Мы этого не знаем, но, наверняка, какая-то комбинация вышеперечисленного все же имеет место. Мьянма на слуху в современном мире лишь по причине проблемы рохинджа. Поскольку за их права выступают сонмы правозащитников, мусульманские лидеры и рядовые мусульмане по всему миру (исламская солидарность — великая вещь), мы вряд ли ошибемся, что спасать Папа Римский намерен именно мусульман. Это – прекрасный пиар. Да и по-христиански, к тому же, – помогать слабым. Ими оказались в данном случае бенгальские переселенцы в Мьянме, среди которых растворилось небольшое число мусульман, проживавших в регионе Аракан с колониальных времен, Они уже попытались в годы Второй мировой войны, получив от союзников оружие для борьбы с японцами, избавиться от буддистов-бирманцев. В те годы Мьянма называлась Бирмой. И в последующие годы в этой части страны не было полного межобщинного мира – периодически вспыхивали столкновения между мусульманами, которых власти считали пробравшимися в страну иностранцами, и местными буддистами.

Положение усугубилось, когда в октябре 2016 года около 200 мусульманских повстанцев напали на три погранпоста, убив девять пограничников. В результате вспыхнувших межобщинных столкновений погибли 400 человек, в основном рохинджа. Чтобы прекратить беспорядки, власти Мьянмы ввели войска в штат Ракхайн, откуда в соседнюю Бангладеш устремились потоки беженцев. Там они оказались в лагерях, лишенных зачастую самого необходимого и расположенных в крайне тяжелых для жилья местах. Теперь власти Мьянмы готовы принять обратно лишь тех беглецов, которые имеют на руках необходимые документы… Большинство бежавших оказались не нужны ни Мьянме, ни Бангладеш, которая только рада, что избавляется от излишков населения и совершенно не в восторге от того, чтобы принимать какого-то обратно. 

Это могло случиться не только в Мьянме 

Проблема рохинджа имеет отношение не только к Мьянме. То, что там происходило и происходит, вполне может оказаться прошлым и будущим многих стран мира. Особенно тех, где из-за безразличия властей, коррупции, пьянства и наркомании, или по причине слишком уж «современных ценностей», торжества эгоизма и примитивного гедонизма вымирает народ и одновременно происходят аналогичные процессы – трансграничное заселение инокультурными мигрантами целых территорий с превращением их в свою вотчину, несмотря на протесты коренного населения.

США, пытаясь заработать себе дешевую популярность в исламском мире, называют бегство за последние месяцы свыше 620 тысяч (из около миллиона человек) мусульман-рохинджа из Ракхайна в Бангладеш «этническими чистками». Обычно при этом остается за скобками, что поводом для насилия послужили нападения повстанцев-рохинджа на военных, а не только отсутствие у последних «политкорректности».

В Мьянме обострился межобщинный конфликт, вызванный колонизацией части её территории переселенцами-мусульманами из соседней Бангладеш. Фото: Dar Yasin/AP/TASS

 У этой сложнейшей проблемы множество граней, но самыми важными из них являются, пожалуй, те, что в странах с избыточным числом населения его рост давно не мешало бы ограничить и что неспособность сделать это не должна становиться проблемой других стран. Что коль скоро различные государства существуют, необходимо уважать их границы и законы. Ну и, конечно, что религия не должна становиться катализатором ненависти друг к другу. Это легко сказать, но трудно сделать. На что надеется Папа Римский, подряжаясь, фактически, в роли посредника в попытке решить эти сложнейшие проблемы? Особенно в условиях, когда мусульмане считают свое поведение и свою религию безупречной и однажды уже очень хорошо продемонстрировали это предшественнику Франциска Бенедикту XVI, которому пришлось публично извиняться перед ними за свое невинное выступление перед университетской аудиторией в ФРГ?

Так что, похоже, даже не столько политиканство, сколько стремление произвести благоприятное впечатление на мусульман и Запад, которые хотели бы решить проблему рохинджа за счет никому не нужной Мьянмы, и стоят за визитом Папы Франциска в Южную Азию. Мыть периодически ноги мусульманским иммигрантам в Италии – этого недостаточно. 

Россия демонстрирует объективность 

К чести России, внешняя политика которой абсолютна безупречна, Москва не занимается пиаром на страданиях мусульманского и немусульманского населения Ракхайна, хотя в России мусульман в разы больше, чем буддистов, и это, наверное, было бы политически выгодно, в том числе и в общении с исламским миром в целом.

«Какое-либо давление, наряду с бездоказательными обвинениями в жестокости в отношении мусульман, в нынешней обстановке может привести лишь к обострению ситуации в этой стране и вокруг нее», — заявила недавно официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Она выразила надежду, что «официальные власти Мьянмы безотлагательно примут все возможные меры по недопущению эскалации насилия, восстановлению на данной территории законности и правопорядка, обеспечению нормальных социально-экономических условий и урегулированию проблем беженцев».

Да, сказано по-дипломатически обтекаемо, но это лучше, чем совать свой нос в чужие дела и быть щедрым за чужой счет.