Пятый саммит Восточного партнерства в Брюсселе едва ли станет результативнее предыдущих – идеи Европы взять постсоветские страны на «короткий поводок» реализовались лишь на Украине. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал замдиректора Института истории и политики МПГУ, доцент Владимир Шаповалов.

«Идея Восточного партнерства придумывалась изначально для расширения Евросоюза – в отношении стран Варшавского договора и Прибалтики их даже реализовали. Но к 2008 году стало ясно, что даже уже существующая структура альянса нежизнеспособна и испытывает острые внутренние противоречия. Идею принятия в ЕС Грузии, Украины, Армении, Азербайджана, Молдавии и Белоруссии пришлось спешно трансформировать.

Этим государствам предлагалось стать некими партнерами ЕС с призрачными перспективами на вступление. Кроме того, в 2008-м бушевал экономический кризис, и постсоветским государствам предложили «когда-нибудь» оказать финансовую поддержку для преодоления трудностей. Основная цель была – лишить Россию союзников по ОДКБ, тем самым ослабив ее. А постсоветские страны взять на «короткий поводок», обещая открыть европейские рынки для торговли и вступление в ЕС», — отмечает политолог.

В Брюсселе идет пятый саммит Восточного партнерства – традиционно такие встречи проходят раз в два года на уровне лидеров государств ЕС и «стран-партнеров». Кроме того, нем примут участие руководители институтов ЕС: Европейского совета — Дональд Туск, Еврокомиссии — Жан-Клод Юнкер, внешнеполитической службы — Федерика Могерини. Единственный президент, который традиционно игнорирует заседания этого саммита, направляя на них своих представителей – белорусский лидер Александр Лукашенко.

«К сегодняшнему дню на саммите уже не звучат даже обещания полноправного членства в Евросоюзе – все понимают, что ЕС не способен на расширение. Проблемы между Старой и Новой Европой лишь усугубляются, экономически слабые «новички» лишь еще больше ослабят альянс. Не приходится «партнерам» рассчитывать и на экономическую помощь Европы – эти надежды не оправдывались 10 лет.

Определенный уровень диалога между сторонами возможен, но прямых и политических преференций Брюссель не даст. В лучших традициях ограничится декларативными обещаниями помощи, поддержки и сближения», — подчеркивает эксперт.

По данным СМИ, украинский президент Петр Порошенко пригрозил Брюсселю своим неучастием в саммите, если итоговая декларация не будет содержать перспектив на членство его страны в Евросоюзе. Текст итогового документа готовился и рассылался для ознакомления заранее – украинский лидер потребовал его изменить.  Европейские дипломаты выступили против требований Порошенко, но тот все же на саммит приехал.

Майдан 2014 года, положивший конец правлению Виктора Януковича, оппозиция проводила под лозунгом «Украина – это Европа». На митингах заявлялось, что после переворота страна вступит в Евросоюз и «заживет по-новому». Украинцам обещали свободный доступ в ЕС, бизнесу – открытие европейского рынка для торговли, рядовым гражданам – зарплаты в десятки тысяч евро. Сейчас, спустя четыре года, в Европе заявляют: перспектив на вступление Украины в альянс нет.

«Все, что Украина могла получить от Евросоюза – уже получила. Это усеченный вариант соглашения о евроассоциации, на практике не дающий никаких преференций для торговли. Кроме того, есть мифический «безвизовый въезд» в шенгенскую зону, который по сути не сильно облегчил поездки в Европу. Однако Евросоюз настолько расширил влияние на эту страну, что практические ее контролирует.

Шантажистские заявления Порошенко в адрес Брюсселя – неуклюжие попытки оправдаться перед украинцами за провал «майданной» политики. Население страны приходит к пониманию, что его ввели в заблуждение – «европейский выбор» остался лишь на словах лидеров, устроивших переворот. А мечта о жизни в Европе была несбыточной изначально.

При этом Украина уже успела поссориться практически со всеми соседями – в том числе с членами ЕС Венгрией, Румынией и Польшей. Даже если появится возможность на какое-то сближение с Европой, эти страны просто блокируют любые инициативы. Впрочем, значительная часть политического истеблишмента Евросоюза давно скептически смотрит на политику Киева, потому не будет даже предпосылок на возможную интеграцию. Максимум, на что может рассчитывать Украина – новые обещания», — заключает Владимир Шаповалов.

Максим Бут, ФБА «Экономика сегодня»