Штатные маневры совместных российских и белорусских специальных учений сил и средств технического и тылового обеспечения, в ходе которых боевые самолеты совершили посадку на трассу под Минском, вызвали состояние паники у Киева.

 

Крупномасштабные учения «Запад-2017», которые состоятся в сентябре, уже вызвали кривотолки у наших соседей, в первую очередь у Украины, которая заподозрила в них попытку вторжения на свою территорию. И даже штатные маневры совместных российских и белорусских специальных учений сил и средств технического и тылового обеспечения, в ходе которых боевые самолеты совершили посадку на трассу под Минском, вызвали состояние паники у Киева.

Военные учения – составляющая часть обучения войск в условиях максимально приближенных к боевым. Любая заслуживающая уважения армия всегда держит себя в тонусе и «накачивает мускулы» в постоянных тренировках, которыми и являются военные учения. В России они проводятся регулярно, а в последние годы так называемые «внезапные проверки» вообще стали обязательной практикой. Пришел приказ – разворачиваются в боевое положение либо отдельные подразделения, либо силы целых военных округов или флотов. И по степени их готовности к выполнению поставленных задач дается общая оценка боеспособности. Если армия не воюет – она учится.

В этой учебной практике присутствует и обученность пилотов для использования внештатных аэродромов, в том числе и посадки самолетов на автомобильные трассы. Подобные тренировки в российской военной авиации (ВКС) проводились неоднократно, это обычная практика как для транспортной, так и истребительной авиации.

«Пилоту не важно как приземлиться, главное – где совершить посадку, – говорит военный летчик Владимир Таланов. – Это может быть и чистое поле, и автомобильная трасса, да хоть на льдине обученный пилот сможет посадить самолет в экстремальной ситуации. Здесь самое важное именно в возможности дальнейшего продолжения выполнения боевого задания – дозаправка, загрузка боезаряда, возможность последующего взлета. Насколько я понимаю, на нынешних учениях, как и на всех предыдущих, отрабатывались именно эти способности. Тактически это весьма своеобразно – таким образом увеличивается дальность полетов авиации, когда на таком аэродроме «подскока» самолет имеет возможность дозаправиться на земле и продолжить дальнейшее выполнение задания».

Прошедшие совместные российско-белорусские военные учения, состоявшиеся накануне более глобальных маневров под названием «Запад-2017», вызвали неадекватную реакцию у ряда западных стран. Под традиционным лозунгом: «Русские идут!». Теперь в этом списке «оппонентов» появилась и Украина, которая заговорила о мифическом вторжении российских войск на свою территорию. По мнению ряда украинских политиков, нынешние военные маневры являются подготовкой к началу оккупации своей страны. Угрозу собственной безопасности заметили и в Польше, и в Прибалтике.

Подобная реакция на российские военные учения, проводимые совместно с белорусскими Вооруженными силами, уже стала традиционной. Все почему-то ждут подвоха. Но маневры проходят, солдаты возвращаются в казармы, технику ставят в боксы, а истерия по поводу учений сохраняется.

«Военные учения России – это лишь повод для увеличения дотаций на оборонные расходы и призыва о заступничестве со стороны НАТО соседних с нами стран, – считает военный эксперт Борис Джерелиевский. – Мы ведь сейчас ни с кем не воюем, не вторгаемся на сопредельную территорию, никого не оккупируем, не захватываем. Но здесь важен образ создаваемого врага, потенциального агрессора, которого нужно бояться, и которому нужно противостоять. Ставшая сейчас необычайно сильной армия России многих пугает именно своей силой. И, образно говоря, наши танки легко могут дойти до берега Ла-Манша, даже не заметив на своём пути ни Германию, ни Францию, не говоря уже о Польше и Украине.

Видимо сам по себе этот фактор вызывает пугающую истерию. Но российские танки стоят на месте постоянной дислокации, солдаты не рвутся в бой, даже ядерные боеголовки ракет мирно покоятся в шахтах. Вот это и пугает наших потенциальных противников – как противостоять этой силе? Своей-то явно не хватает. Хочется пугнуть Россию, но чем? ПРО не проканало. Американские авианосцы в торосы Северного Ледовитого океана войти не могут. Крымский плацдарм не состоялся. С Сирией вообще полный облом. Чем давить на Россию? Остается только давить на психику, причем только своих сограждан, убеждая их в постоянной угрозе со стороны северного соседа. Использовать при этом любые обстоятельства, в том числе и военные маневры, не упоминая при этом о своих военных учениях, которых вблизи территории России проводится предостаточно».

Ну, а если говорить о предстоящих совместных учениях «Запад-2017», которые пройдут в два этапа на территории России и Белоруссии, то представить в них угрозу для кого бы то ни было, достаточно сложно. По крайней мере проводимые ранее в рамках Варшавского договора военные учения под кодовым названием «Щит», «Дружба», «Запад» были более масштабными по участию личного состава и технике.

«Европа, в отличии от заокеанской Америки, привыкла бояться России, – говорит военный эксперт Владислав Шурыгин. – Там помнят легендарную фразу князя Александра Невского: «Кто к нам с мечом придет, тот и погибнет». История это неоднократно подтверждала. На Русь многие ходили, но всякий раз получали отпор. Сейчас тоже многим неймется – кусок-то лакомый, да не по зубам. Вот и злобствуют в бессилии. А то, что мы сейчас демонстрируем свою силу – это нормальное явление. Учения проводим? Так на своей территории, в том числе и на территории братской Белоруссии».

Виктор Сокирко, Телеканал «Звезда»