Годы пафосных заявлений и бодрых пресс-релизов о том, что патронный завод вот-вот уже начнут строить — утомили. Завода до сих пор не существует по трем причинам, которые сводятся к одному слову: разгильдяйство.
Первая – отсутствие координации в работе президента, СНБО, Кабмина и парламента (все органы контролируют политические союзники).
Вторая – неумение и не желание «Укроборонпрома» найти частных производителей.
Третья – сложная процедура принятия решений и непреодолимая бюрократия.
«Строительство патронного завода – одна из наших приоритетных задач. Уже есть несколько проектов предприятия. Мы ведем переговоры с инвесторами. В следующем году завод должен быть построен».
Подобные фразы в течение последних трех лет по очереди озвучивали гендиректор ГК «Укроборонпром» Роман Романов, премьер-министр Арсений Яценюк, секретарь СНБО Александр Турчинов и министр внутренних дел Арсен Аваков.
Но одних только разговоров оказалось недостаточно для того, чтобы патронный завод построился и заработал.
Органы власти игнорируют вопросы журналистов, по словам гендиректора ГК «Укроборонпром» Романа Романова, даже его официальные обращения зачастую остаются без ответа.
В течение года было направлено в органы государственной власти 31 запрос. Каждый касался важного вопроса обороноспособности. В ответ прислали только пять ведомств. Именно поэтому ни один из анонсов о строительстве патронного завода так и не суждено было реализоваться.
Например, в декабре 2015 года Романов заявил о планах в следующем году запустить производство боеприпасов различных калибров на мощностях киевского предприятия «Артем». Но деньги Кабмин так и не выделил. Деньги есть, но не для всех.
Реальный шанс сдвинуть проблему производства патронов (слово синоним – “патронов”) был в декабре 2015-го года, тогда были длительные горячие бои. МВД предложило проект производства стрелкового оружия и патронов к нему на базе компании «Форт», принадлежащего МВД и уже производящего пистолеты и винтовки.
Проект подготовили в ответ на президентский указ «принять меры по модернизации оборонно-промышленного комплекса».
Давать или не давать из бюджета деньги на этот проект решали в Межведомственной комиссии.
Всего тогда комиссия рассмотрела 18 проектов, и решила, что десять из них будут профинансированы государством в течение 2016-2018 годов. Впрочем, проект строительства линии патронов в этот перечень не вошел.
Члены комиссии решили, что 1 млрд грн. это много и таких денег в бюджете нет. Тем более что патроны еще есть на украинских складах, а Литва бесплатная отдает Украине патроны советского производства, которые хранились у нее.
Если денег в госбюджете на завод нет, то можно покупать патроны у частных производителей. По условиям гаранатованого заказ, они без денег государства создадут производство. Еще можно организовать совместное предприятие с частными оружейными компаниями.
Патроны – товар ходовой, его можно продавать еще и за границу. Собственно, украинский патронный завод, который до войны работал в Луганске, изготавливал патроны исключительно на экспорт.
Впрочем, договориться с отечественными или иностранными партнерами для украинских власть имущих – задача сверхсложная.
СНБО поручило Кабмину за три месяца написать законопроекты, которые бы позволили привлекать частные иностранные инвестиции в отечественную оборонку и создавать совместные предприятия.
Украинская госкомпания «Спецтехноэкспорт», которая специализируется на экспорте-импорте военной продукции стала искать иностранных партнеров.
Искали не спеша, несколько лет, но так и не нашли…
Сверхсложный выбор для правительства, президента и секретаря СНБО: работать с частными партнерами или дать денег госпредприятию и на свое усмотрение наводить там порядки? Не каждый может быстро принять такое решение.
Если вариант с украинским производством забуксует в бюрократическом болоте, особенно перед выборами, особенно для оптимистического пресс-релиза или видео ролика.
Возможно, именно поэтому премьер-министр не спешит говорить иностранцам четкое «нет» или «да».
© Алексей Титов для ИО «Русский Дозор»
Нет Комментариев