Второй по значению украинский корабль команда вынуждена поддерживать на плаву за свой счет

Команда украинского корвета «Винница» вынуждена скидываться на ремонт своего плавсредства, пишет украинское издание Gazeta.ua.

В настоящий момент судно пришвартовано в Одессе и не способно выходить в море. По словам его командира Алексея Мельника, корвет нуждается в сварке корпуса и ремонте всего оборудования. Пока «Винница» ожидает часа своего ремонта, его экипаж на собственные средства красит и латает поржавевший корпус.

Зачем Россия вернула «Винницу» Украине?

Корвет «Винница» — единственный корабль ВМСУ подобного типа, который Россия вернула Украине весной 2014 года после воссоединения с Крымом. Напомним, что после общекрымского референдума, на котором 96% жителей полуострова высказались за присоединение к России, на базировавшихся в Севастополе и Новоозерном украинских кораблях были подняты Андреевские флаги, а большинство членов их экипажей предпочли продолжить дальнейшую службу в ВМФ России. Среди них был и командир корвета «Винница», капитан 3-го ранга Сергей Заугольников.

В апреле 2014 года, когда события в Донбассе еще не приобрели кровавого оттенка и не достигли точки невозврата, Россия вернула Украине пять из четырнадцати взятых под контроль бывших боевых кораблей ВМСУ. Среди них был и корвет «Винница», который отбуксировали из Новоозерного в Одессу.

Как пишет в своей книге «Крым-2014. Как это было?» военный историк Александр Широкорад, примечание «возвращен РФ» означает, что «перед возвращением кораблей на них с помощью лома и кувалды было варварски уничтожено все, что нельзя снять, открутить и унести». Не совсем понятно, правда, что могло вызвать интерес на плавсредстве, которому уже стукнуло 40 лет и которое представляет ценность разве что в качестве металлолома. Достаточно отметить, что аналогичные корабли проекта 1124П, которые в ВМФ СССР обозначались как ПСКР (пограничный сторожевой корабль), были списаны в большинстве своем еще в 1990-е годы.

Из пограничников в военные моряки

Судьба же «Винницы» сложилась иначе. Построен этот корабль был на Зеленодольском судостроительном заводе в Татарстане и спущен на воду в 1976 году под названием «Днепр». Тогда же он был включен в состав дислоцировавшейся в Балаклаве 5-й отдельной бригады пограничных сторожевых кораблей Западного погранотряда Пограничных войск КГБ СССР и принимал участие в охране морских рубежей Советского Союза.

Вместе с «Днепром» нес службу в советских погранвойсках и однотипный корабль «Измаил», который был младше своего собрата на четыре года. После распада Советского Союза «Днепр» и «Измаил» оказались в составе пограничной службы новорожденного государственного образования (а точнее недоразумения) под названием «Украина». Немного поучаствовав в борьбе с браконьерами и нарушителями морских рубежей Незалежной, оба корабля были переданы в новообразованные военно-морские силы Украины (ВМСУ), которые в то время формировались за счет раздела некогда могучего Черноморского флота СССР. В ВМСУ «Днепр» и «Измаил» были переквалифицированы в корветы и переименованы в «Винницу» и «Чернигов» соответственно.

Однако век «Чернигова» оказался недолог. В 2005 году из-за отсутствия средств на ремонт его списали. «Винница» же продолжала службу до 2007 года, когда из-за бури на корабле был поврежден форштевень, и его отправили на ремонт. С тех пор в море он больше не выходил. Собирать средства на приведение его в боевую готовность пришлось всем миром. Так, в 2010 году осуществляющее шефство над кораблем правительство Винницкой области выделило на его ремонт около 250 тысяч гривен (около 1 миллиона рублей по тому курсу), но этих средств явно не хватало. В итоге он так и простоял в Новоозерном до Русской весны 2014 года.

ФЛОТ
Фото: Палинчак Михаил/ТАСС

Незавидная судьба корвета с княжеским происхождением

Стоит добавить, что в настоящее время повторное введение в строй корвета «Винница» находится под большим вопросом. Как из-за отсутствия средств на его капитальный ремонт, так и по причине его старости. Примечательно, что списание корвета планировалось на 2018 год. Именно в следующем году планируется введение в строй совершенно нового перспективного корвета «Винница», который вот уже шесть лет строится на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. Правда, до сентября 2016 года этот корабль носил название «Владимир Великий», но из-за явных ассоциаций с самым популярным президентом на Украине, который непременно оказывается главным виновником всех бед и зрад свидомого террариума, корвет переименовали в «Винницу». Правда, многие эксперты подвергают вполне обоснованным сомнениям возможность введения в строй «Винницы» (той, что «Владимир Великий») уже в следующем году. Причина банальна и проста: денег на то, чтобы довести его до ума, нет и не предвидится, да и целесообразность выделения на него средств под большим вопросом, за исключением разве что пиар-составляющей. Впрочем, Порошенко пока хватает пиара и на артиллерийских катерах «Гюрза-М», строительство которых на бывшем киевском заводе «Ленинская кузница» приносит ему неплохой гешефт.

Таким образом, Украина на сегодняшний день имеет целых два корабля с одинаковым названием «Винница». Один скоро сгниет от старости, а другой, скорее всего, через некоторое время продадут на металл, как и еще один долгострой — ракетный крейсер «Украина» (бывший «Адмирал флота Лобов»), заложенный еще в доперестроечные времена. В 2017 году его наконец-то окончательно решили продать. Однако покупатель на ржавое украинское барахло пока не нашелся.

Отметим, что и другие остающиеся в составе ВМСУ некогда боевые корабли по своему техническому состоянию способны разве что имитировать факт своего наличия и демонстрацию жовто-блакитного прапора. Это касается как и возвращенных Россией из Крыма среднего десантного корабля «Кировоград» (в июле 2016 года «декоммунизирован» и переименован в «Юрия Олефиренко» — в честь погибшего в Донбассе руководителя 73-го морского центра специального назначения ВМСУ), ракетного катера «Прилуки», рейдового тральщика «Геническ» и корабля управления «Донбасс», так и остающихся под контролем России девяти боевых кораблей (среди которых и почти однотипные «Виннице», относительно новые корветы «Луцк» и «Тернополь»). К слову, Москва неоднократно заявляла свою позицию по украинским кораблям: они будут возвращены Киеву в случае мирного урегулирования конфликта в Донбассе.

Впрочем, такового в ближайшей перспективе ожидать не стоит.