Русская Православная Церковь празднует тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла
«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». Эти слова апостола Павла прекрасно характеризуют один из важнейших жизненных принципов Святейшего Патриарха Кирилла. Принцип, проходящий красной нитью через всю его биографию.
Детские и юношеские годы будущего Первосвятителя
Будущий Патриарх родился в послевоенном Ленинграде 20 ноября 1946 года. Его отец, Михаил Васильевич Гундяев, как и дед, Василий Степанович, прошли тюрьмы и лагеря. Уже немолодыми, сложившимися людьми они приняли священнический сан. В годы, когда каждый наступивший день мог стать началом новых антицерковных гонений. Так, в марте 1947-го трехмесячный Володя, будущий Первосвятитель Русской Церкви, стал сыном священника. Как рассказал сам Святейший Патриарх в документальном фильме «Путь Пастыря»:
«Мы жили в нищете. На пятерых человек у нас была одна комната 19-метровая и маленькая такая «щель», которая называлась «папина комната». В этой «щели» стояли полки, набитые книгами, папин письменный стол и узенькая такая кроватка. Жили очень дружно, у нас не было ни горячей воды, ни парового отопления, ни газа, готовили на керосинках, потом появилось величайшее изобретение человечества керогаз… Благодарю Бога, что я прошел через этот опыт нищенской жизни в семье священника, потому что быть священником в моем детском сознании никогда не ассоциировалось с материальным достатком».
Будучи при крещении названным Владимиром — в честь равноапостольного князя, Крестителя Руси, Патриарх Кирилл до 22 лет носил это имя. До того момента, как в апреле 1969-го был пострижен в монахи. Митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым), человеком, сыгравшим в судьбе будущего Патриарха важнейшую роль. Этот выдающийся церковный деятель открыл юному Владимиру Гундяеву путь дальнейшего церковного служения. Начиная с того, что при монашеском постриге нарек его в честь равноапостольного Кирилла, учителя Словенского. Так, и вторым небесным покровителем будущего патриарха стал святой, равный апостолам.
Долгая дорога к Патриаршеству
Отдельной вехой в биографии будущего Первосвятителя стало десятилетие ректорства в родной alma mater — Ленинградских духовных школах — семинарии и академии. В 1974 году 28-летний архимандрит Кирилл возглавил эти учебные заведения, проявив себя педагогом-новатором, которого искренне полюбили воспитанники и студенты этих духовных школ.
В 1984-м из-за нажима советских властей молодой архиерей был смещен с должности ректора и переведен на Смоленскую кафедру, в которой активно начал возрождать приходскую жизнь. В 1989-м Смоленская епархия была дополнена Калининградской — областью, где приходская жизнь практически отсутствовала. За два десятилетия митрополит Кирилл даже не возродил, а практически с нуля создал полнокровную церковную жизнь на русской Балтике.
В 1989-м архиепископ Смоленский и Калининградский Кирилл был назначен председателем Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. Эту высокую церковную должность он занимал вплоть до избрания Патриархом. Получив за эти десятилетия широкую известность, в том числе и как популярный телеведущий (субботнюю передачу «Слово пастыря» смотрели и смотрят миллионы). В эти годы будущий Патриарх начал работу по достижению важнейшей цели: сделать Русскую Православную Церковь ведущей социальной силой в стране и укрепить международный авторитет Церкви.
Так, именно митрополит Кирилл сделал все, чтобы в российских школах появились уроки Основ православной культуры. Именно он подготовил воссоединение Русской Православной Церкви с Русской Зарубежной Церковью. Именно он начал налаживать братские отношения со старообрядцами, а также укреплять единоверческие приходы Московского Патриархата. Наконец, под его руководством были разработаны «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Базовый документ, определяющий церковно-общественные отношения. Церковь, наконец, стала формировать собственную повестку дня, подчеркивая в ней важнейшие духовно-нравственные аспекты. Как отмечается в этом документе:
«Церковь стремится к утверждению христианских ценностей в процессе принятия важнейших общественных решений как на национальном, так и на международном уровне. Она добивается признания легитимности религиозного мировоззрения как основания для общественно значимых деяний (в том числе государственных) и как существенного фактора, которые должны влиять на формирование (изменение) международного права и на деятельность международных организаций».
Духовный наставник всея Руси
И сегодня каждодневная работа целого ряда церковных институтов, в том числе основанных непосредственно при Патриархе Кирилле, взошедшим на Московский Первосвятительский Престол 1 февраля 2009 года, наглядно демонстрирует деятельную общественную позицию нашего Предстоятеля. Его Святейшество лично общается с молодежью — от приходского уровня до переполненных стадионов. Социальная активность Патриарха Кирилла стала прекрасным примером для десятков тысяч православных священнослужителей.
И реальные плоды начатых дел уже налицо. Причем не на основе сухих цифр, но в образе тех же многотысячных очередей к Поясу Богородицы, Дарам волхвов или сегодня — к честным мощам святителя Николая Чудотворца. Миллионы паломников, успевших поклониться этим и другим святыням в разных городах России, разбивают идеи о безрелигиозности русского общества. И именно это — самый наглядный пример миссионерских усилий Святейшего Патриарха Кирилла.
http://вестник-верных.рф/mat/svrus/ochishenieoteresei/867-preduprezhdenie-so-svyatoy-gory-afon-o-moschah-svyatitelya-nikolaya.htmlОткрытое письмо….