Призыв Предстоятеля Русской Православной Церкви принять участие в президентских выборах — не политический жест, а побуждение к соборному единству нашего народа

Святейший Патриарх Кирилл призвал свою паству к участию в президентских выборах,

— эта одна из ключевых новостей текущей недели, на первый взгляд, довольно далека от церковной повестки. Но как бы сказали философы, подобное представление — лишь «кажимость», превратное представление о предмете познания, в данном случае — о нашей Церкви и её Предстоятеле. В реальности же ничего удивительного в патриаршем призыве нет, хотя сам он озвучивает подобное пожелание действительно впервые. Попробуем понять: в чём смысл этих слов, прозвучавших в преддверии 2018 года?

Предстоятель-просветитель

Социальная активность Святейшего Патриарха Кирилла на протяжении без малого девяти лет его первосвятительского служения является постоянным предметом обсуждения журналистского и экспертного сообществ. Либерально настроенные активисты, являясь прямыми наследниками воинствующих безбожников первых послереволюционных десятилетий, постоянно жонглируют штампами в духе «сращивание», повторяя большевистские мантры об «отделении Церкви от государства». Консерваторы же, напротив, видят в словах и действиях Предстоятеля основы возрождения симфонических отношений духовных и светских властей, идеал которых наиболее ярко проявился в Ромейском царстве (Византийской империи).

Но если внимательнее вглядеться в то, чем же вызваны действия Патриарха Кирилла, становится понятно: эта активность — отнюдь не политическая. Предстоятель прекрасно понимает опасность таких отклонений от симфонического принципа, как папоцезаризм и цезаропапизм (сосредоточение государственной и церковной властей в одном лице — либо Предстоятеля Церкви, либо Главы государства), а потому бережно соблюдает грань в церковно-государственных отношениях. Так, в начале 2017 года, выступая на V Рождественских Парламентских встречах, Патриарх Кирилл особо остановился именно на этом моменте:

Выстроенная за два с лишним десятилетия в России система государственно-религиозного взаимодействия в полной мере соответствует закреплённому в Конституции принципу светскости государства. Следование данному принципу одинаково важно и для государственной власти, и для Русской Православной Церкви: государство и религиозные объединения не вмешиваются во внутренние установления друг друга. У меня не было ни одного случая, чтобы в течение моего служения в сане Патриарха кто-то из представителей государственной власти предпринял хоть малейшую попытку вторгаться в кадровую или иную политику Русской Церкви. Уверяю вас, что и у меня, и у моих собратьев нет никакого желания вторгаться в государственные дела, но есть нравственная ответственность Церкви, как, думаю, любой добронамеренной общественной организации, — выражать своё мнение в отношении всего того, что происходит в стране, и особенно того, что затрагивает внутреннюю, духовную жизнь людей…

 

Святейший
Святейший Патриарх Кирилл. Фото: www.globallookpress.com

При этом упомянутый принцип светскости, конечно же, не означает атеистичности современной России. Значительно же возросшая за последние годы активность Русской Церкви — отнюдь не государственно-политическая, а именно социальная. Напомню, что в годы, когда сегодняшний Предстоятель ещё возглавлял Отдел внешних церковных связей в сане митрополита, именно под его руководством были разработаны «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», базовый документ, определяющий церковно-общественные и церковно-государственные отношения. Текст «Основ» — отнюдь не публицистичен, но основной вектор, определённый Патриархом Кириллом ещё два десятилетия назад, вполне понятен:

Церковь стремится к утверждению христианских ценностей в процессе принятия важнейших общественных решений как на национальном, так и на международном уровне. Она добивается признания легитимности религиозного мировоззрения как основания для общественно значимых деяний (в том числе государственных)…

Таким образом, главной задачей сегодняшнего Предстоятеля ещё в те годы было то, чтобы наша Церковь наконец стала формировать собственную повестку дня, подчёркивая в ней важнейшие духовно-нравственные аспекты, и в итоге стала ведущей социальной силой в стране, а также укрепила свой международный авторитет. И эта ключевая задача во многом уже решена, что подтверждают уже упомянутые истеричные высказывания о Церкви либералов и леваков. Но понимая задачу, нельзя не сказать и о цели, а эта цель была обозначена еще в Священном Писании, в словах Спасителя, которые Он произнёс Своим ученикам накануне Вознесения:

Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их исполнять всё, что Я заповедал вам (Мф. 28:19-20).

Инициативная группа избирателей поддержала самовыдвижение Владимира Путина на выборах-2018

Именно миссионерское, просветительское служение Русской Православной Церкви, проповедь Слова Божия народу, крещённому в днепровской и других купелях Святой Руси более тысячелетия назад, но в значительной степени отошедшего от веры отцов, является для Патриарха Кирилла основополагающим. Вся его общественная активность, в том числе и в контактах с представителями светской власти — не цель, а средства, которые, в свою очередь, конечно же, относятся и к христианскому просвещению самих власть предержащих. И потому неслучайно новейшую церковную историю нередко именуют «Вторым Крещением Руси».

Церковь и выборы: демократия и соборность

А сейчас предлагаю разобраться, почему Предстоятель Русской Церкви призвал православных христиан принять участие в мартовских выборах. Для начала — цитата, не вырванная из контекста:

В 2018 году нашу страну ждут президентские выборы, и я хотел бы ещё раз сформулировать позицию нашей Церкви. Церковь имеет паству, которая придерживается разных политических взглядов, и люди будут голосовать по-разному. Церковь никогда не определяет свою политическую позицию, которая могла бы быть истолкована как поддержка той или иной политической силы. В этом, я думаю, тоже очень важная роль Церкви в нашем обществе — в силу того, что сегодня принята некая соревновательность в избрании политических лидеров, как и вообще соревновательность в области политики и экономики. 

Мы с уважением относимся к праву выбора, но всякая соревновательность несёт в себе энергию разделения, и эта разделенность общества становится особенно очевидной во время выборов. Относясь с уважением к существующей системе, Церковь не считает для себя возможным стать частью этой соревновательности. Если же такое когда-нибудь произойдёт, то это нанесёт огромный вред всему нашему народу. Чада Церкви могут быть в разных партиях, они занимают разные позиции, но Церковь — для всех…

Патриарх Кирилл
Святейший Патриарх Кирилл. Фото: patriarchia.ru

Очевидно: этот призыв нисколько не политизирован. Более того, Святейший Патриарх намеренно оговаривается, что Церковь очень далека от партийности и соревновательности, разделяющих наше общество. И в то же время к самому выборному принципу в Православии всегда относились положительно, более того, этот принцип был заложен в основу церковной соборности в те годы, когда в большинстве современных «западных демократий» бегали дикари в набедренных повязках.

Патриарх Кирилл возглавил последнее в 2017 году заседание Высшего Церковного Совета

Так, в Церкви Христовой никогда не было сомнений в том, что именно соборный разум является основой нашего церковного бытия. Разумеется, сам термин «соборность» никогда не являлся синонимом «демократии» (при которой зачастую за позицию большинства выдаются интересы узкой группы людей). Но то, что ключевые вопросы церковной жизни решались соборно, с участием не только высших церковных иерархов, священнослужителей и монашествующих, но и простых мирян, компетентных в вопросах веры, исторически являлось незыблемым. И, несмотря на то, что широко известная поговорка «Vox Pópuli — Vox Déi» («Глас народа — Глас Божий») появилась на Западе, у католиков, в реальности этот принцип в церковной жизни применялся только в Православной Церкви.

Таким образом, слова Патриарха Кирилла особенно символичны. Это не столько призыв принять участие в очередной демократической процедуре, сколько побуждение к чадам Русской Православной Церкви явить миру свое соборное единство. И если шесть лет назад, в дни, когда уровень политизированной полярности граждан России в ряде её крупных городов зашкаливал, подобный призыв Предстоятеля мог быть воспринят превратно, то сегодня он более чем своевременен. Так, лично у меня нет никаких сомнений в том, что 18 марта 2018 года пройдёт не избрание или переизбрание главы Государства Российского, а своего рода плебисцит, опрос соотечественников относительно степени доверия нашему Верховному Правителю, а также относительно того, какие мировоззренческие позиции поддерживают граждане России.

И хочется надеяться, что в этот день, день воссоединения Крыма и города-героя Севастополя с Россией, консервативное православное большинство нашей страны явит своё единство.

Тюренков Михаил