Киев пытается реанимировать ГУАМ. В понедельник, 27 марта, состоялся саммит стран — членов Организации за демократию и экономическое развитие (ГУАМ), где были подписаны договоры о движении к созданию зоны свободной торговли (ЗСТ) и взаимном признании таможенных процедур. Речь также шла о региональной безопасности, взаимодействии ГУАМ с Японией, США и странами Вышеградской четверки и создании транспортного коридора в рамках объединения.

«Чистой воды маниловщина»

В предыдущий раз представители Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы собирались на саммит ГУАМ в 2008 году в Батуми, после чего организация надолго «потерялась». Вновь вспомнил о ее существовании Киев только после победы второго майдана. В декабре 2014 года Украина взяла на себя председательство в ГУАМ.

В январе 2015-го на очередной встрече ОБСЕ главы МИД стран — членов ГУАМ, с одной стороны, и их японский коллега — с другой, поставили подписи под программой сотрудничества организации с Токио. Среди приоритетных направлений взаимодействия значились энергетика, туризм, экология и медицина.

Саммит ГУАМ в Батуми, июль 2008 года

О конкретных результатах сотрудничества ГУАМ с Японией ничего не известно, но на том, что подписанный документ все-таки «необходимо в полной мере реализовать», на состоявшемся 27 марта киевском заседании ГУАМ настаивал премьер-министр Украины Владимир Гройсман.

Более того, не зацикливаясь на рутинных мелочах, он призвал коллег не останавливаться на достигнутом и продолжить практику подписания договоров. «Важно было бы подготовить продолжение рамочной программы сотрудничества ГУАМ и США. Поддерживаю абсолютно и развитие контактов с Вышеградской четверкой», — развивал мысль Гройсман.

Эксперты указывают на то, что для начала неплохо было бы довести до логического конца хотя бы какую-то совместную инициативу. «Подобные заявления — это чистой воды маниловщина, потому называть направления сотрудничества ГУАМ с кем-то можно только после того, как ГУАМ из аморфной структуры, из встреч на уровне премьеров раз в десять лет станет действительно работающим объединением», — считает Юрий Гаврилечко, эксперт Фонда общественной безопасности.

Саммит ГУАМ в Киеве, март 2017 года

Первый проект, который ГУАМ планирует реализовать в самое ближайшее время – это создание ЗСТ. Договорились об этом еще 15 лет назад, на ялтинском саммите организации, и с тех пор никаких подвижек в этом направлении замечено не было. И вот теперь… «Мы сегодня подписали ряд документов, которые позволят нам уже в 2017 году полноценно внедрить ЗСТ в рамках наших государств», — сказалГройсман на брифинге после официальной церемонии. В частности, былиподписаны протоколы о взаимном признании отдельных результатов таможенных процедур государств — членов ГУАМ и о создании рабочего органа, который должен сдвинуть с мертвой точки договор о создании ЗСТ от 20 июля 2002 года.

«Нет точек для бизнеса»

Со свободной торговлей в рамках ГУАМ возникает множество вопросов.

Во-первых, самого документа о ЗСТ пока не существует в природе. «Говорить что, кому и как может быть выгодно, можно только после того, как будет согласован текст договора о ЗСТ. Сейчас такого текста не только нет в свободном доступе, а я даже проектов не видел», — говорит Гаврилечко.

Во-вторых, товарооборот между странами — членами ГУАМ крайне низкий. «В ГУАМ нет точек для бизнеса, и товарооборот у нас с этими странами очень мал», –считает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Совокупный рынок Грузии, Азербайджана и Молдовы сегодня составляет всего 17,5 млн. человек, потому и перспектив для украинских экспортеров здесь не так много. «С точки зрения экономики мы отказались от российского рынка в 150 млн. и теперь хотим страшно заполнить рынок ГУАМ, в котором 15 млн. можно наскрести… То есть какой-то экономический эффект трудно увидеть», — считает директор информационно-аналитического центра «Перспектива» Павел Рудяков.

По данным статистики, в 2016 году страны ГУАМ совокупно занимали 1,7% от всего ее товарооборота Украины с внешним миром. Для сравнения: доля РФ в украинской внешней торговле была на уровне 11,5%.

Причем в двусторонних торговых сальдо существует серьезный перекос: Украина традиционно продает во все страны — члены ГУАМ во много раз больше, чем покупает у них. Насколько выгодно будет Молдове, Азербайджану и Грузии в таких условиях создавать ЗСТ с Киевом — вопрос открытый.

В-третьих, многие торговые барьеры между странами уже сняты в рамках интеграционных процессов в СНГ. «Да, какая-то торговля есть, что-то есть, но оно и так сейчас работает: у нас давно уже никаких ни пошлин, ни ограничений не существует», — напоминает А. Охрименко.

Молдова и Украина входят в ЗСТ СНГ, а вместе с Грузией еще и в ЗСТ с ЕС. «Предполагалось, что ЗСТ между странами ГУАМ будет функционировать в рамках ЗСТ стран СНГ в качестве специфической зоны без ограничений, квот и сохранения протекционистских тарифов», — отмечает директор Института политического анализа и международных отношений Сергей Толстов и указывает на главное направление беспошлинной торговли, в котором заинтересована Украина.

В частности, эксперт считает, что торговля в ГУАМ не имеет определяющего значения для украинской экономики, поскольку в ней низок процент энергетических поставок. Но убрать существующие торговые барьеры будет совсем не просто. Азербайджан не пойдет на беспошлинную продажу своих углеводородов, потому как это сразу нанесет серьезный удар по бюджету страны, а без дотирования поставки каспийская нефть и газ для Украины будут «золотыми» из-за сложной логистики. Больше в ГУАМ стран — доноров энергоресурсов нет.

Транспортный коридор

Озаботились на саммите и вопросом транзита китайских товаров. «Транспортный коридор между странами ГУАМ имеет стратегическое значение. Мы договорились о том, что улучшим ситуацию и в этой сфере нашего сотрудничества. Мы заинтересованы в членстве по Транскаспийскому маршруту», — заявил Гройсман и призвал коллег не оставаться в стороне проекта «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП). Для этого украинский премьер предлагает не только упрощать таможенные процедуры, но и развивать транспортную инфраструктуру: строить новые и модернизировать существующие железнодорожные ветки, автомагистрали, порты.

Дело хорошее, вопрос только в том, кто за это заплатит. Судя по всему, Киев надеется, что это сделает Китай. За последние три года инвестиции в реализацию проектов развития инфраструктуры транзитных стран в рамках ЭПШП составили $50 млрд. и, конечно, Гройсману хотелось бы получить хотя бы малую толику этой суммы в руки на реализацию какого-нибудь проекта на Украине. Проблема только в том, что в проекте ЭПШП уже согласилось участвовать более 100 государств и на всех китайских денег может не хватить.

18 января в Лондон через Транссибирскую магистраль впервые пришел первый товарный поезд из Китая. Его перевозка оказалась быстрее и дешевле, чем по сложному маршруту Казахстан-Азербайджан-Грузия-Украина, включающий четырехразовую перевалку груза в портах. Разница на одном контейнере – $2,5 тыс.

Одного снижения тарифов на транзит и таможенных платежей внутри ГУАМ для того, чтобы привлечь внимание Пекина к Украине, будет мало. Даже если Китай предпочтет отправлять часть грузов через Закавказье, он может поехать из Грузии в ЕС по сухопутному маршруту через Турцию. В том случае, если товар будет транспортироваться Черным морем, не совсем понятно, почему он должен разгружаться в портах Одессы, а не в румынской Констанце или болгарской Варне, турецком Стабмуле или идти через Босфор в Грецию, Италию, Францию, Испанию?

На фоне нашумевших историй с «зерновым кредитом» на $3,6 млрд., условия которого стороны трактуют каждая по-своему, и десятком украинских солнечных электростанций, которые китайский бизнес забрал «в обмен на погашение невозвратной и безгарантийной задолженности», инвестировать в Украину Пекин не спешит. Например, в списке приоритетов китайского фонда, созданного для финансирования проектов в Восточной Европе, объемом €10 млрд. Украина отсутствует.

Получается, что главным последствием киевского саммита ГУАМ станет счет «за съеденное и выпитое», считает политический обозреватель Павел Карназыцкий. У организации нет ни общих среднесрочных целей, ни денег на реализацию общих проектов, ни воли к выполнению взятых на себя обязательств. «Я бы давно эту структуру закрыл, потому что она просто проедает бюджетные деньги. С точки зрения пиара — да, она существует, но она абсолютно мертвая», — отметил А. Охрименко.

Николай КОРИНЬ