Крайняя ненадежность применяемых на учениях давно подлежащих списанию украинских зенитно-ракетных систем, прямо указывает на то, что киевский режим считает допустимым риск военного столкновения с Россией

 

Учения с ракетными стрельбами на юге Украины стартовали и идут полным ходом, заявил начальник пресс-центра Воздушного командования «Юг» Владимир Крыжановский. По его словам, учения – это контрольно-летные испытания управляемых зенитных ракет средней дальности, то есть речь идет о ракетах комплексов С-300, с целью приобретения опыта военными.

Фраза о «приобретении опыта военными» в данном наборе слов является ключевой. Потому что после «зачетной» стрельбы 2001 года, когда украинскими зенитно-ракетными войсками (ЗРВ) был сбит российский авиалайнер, практические учения с реальными пусками зенитных ракет на Украине были практически прекращены. Таким образом, нынешний личный состав местных ЗРВ имеет весьма отдаленное представление о том, как это делается.

Но и это еще полбеды. Украинские зенитно-ракетные войска вооружены исключительно тем, что им перепало от СССР. Которого между прочим, уже 25 лет не существует. То есть, по большому счету – это сплошной утиль.

Вот что писало по этому поводу еще в прошлом году украинское издание «Обозреватель»:

«Возраст» наиболее «старого» зенитного ракетного комплекса в составе зенитно-ракетных войск Воздушных сил Украины превысил 40 лет. А самому «молодому» ЗРК — более 25 лет. Кроме самих пусковых комплексов и радарных систем, истекает и срок эксплуатации ракет, без которых зенитно-ракетный комплекс бесполезен. Боеспособность комплекса зависит и от исправности зенитных ракет. Их общее количество значительное, но ресурс гарантированного использования к 2015 году уже исчерпан.»

А вот что по этому поводу можно прочитать в российских военно-аналитических источниках:

…В настоящее время ЗРС С-300ПТ, производство которых началось в конце 70-х ввиду критического износа, практически все сняты на Украине с боевого дежурства. С-З00ПС, выпускавшаяся с 1983 года, была весьма совершенной для своего времени противовоздушной системой. Она обеспечивает поражение воздушных целей, летящих со скоростями до 1200 м/с, по дальности в зоне до 90 км, на высотах от 25 м до практического потолка их боевого применения, в условиях массированного налета, в сложной тактической и помеховой обстановке. Система всепогодная и может эксплуатироваться в различных климатических зонах. В настоящее время С-300ПС осталась единственной зенитно-ракетной системой большой дальности в украинской ПВО. Отсутствие качественного обслуживания и ремонта в период «незалежности» привело к тому, что значительная часть украинских С-300ПС оказалась небоеспособной.

В настоящее время количество ЗРС С-300ПС, способных нести боевое дежурство, оценивается в 7-8 дивизионов. В 2012 году два дивизиона С-300ПС прошли капитально-восстановительный ремонт на предприятие «Укроборонсервис». Как сообщалось в украинских СМИ, при этом была заменена часть элементной базы. Однако производство зенитных управляемых ракет (ЗУР) типа 5В55 на Украине отсутствует. Имеющиеся в наличие ЗУР входящие в боекомплект С-300ПС давно просрочили гарантированные сроки хранения, и их техническая надёжность находится под большим вопросом. В начале 2000-х велись консультации с Россией о возможности приобретения новых ЗРС С-300ПМУ-2. Однако хроническая неплатёжеспособность Украины и нежелание России поставлять современное оружие в долг не позволили обновить украинскую ПВО. Впоследствии поставки украинского оружия в Грузию и вовсе сделали это невозможным…

Война до востребования

Если даже на учениях российских зенитно-ракетных войск, где в 2015 году был сделан этот снимок, случаются подобные нештатные ситуации с ракетами – при том, что они надлежащим образом обслуживаются и своевременно заменяются, то не нетрудно себе представить состояние того «кота в мешке», в который превратились ныне практически не стреляющие украинские ЗРВ.

Помимо всего прочего, боевая ценность украинских зенитно-ракетных систем существенно снижается их ограниченным радиусом действия – 75-90 км, что позволяет, например, российским истребителям, вооруженным ракетами Х-31, наносить удары вообще не заходя в зону действия ПВО Украины.

Война до востребования

В целом, нынешние учения следует, на наш взгляд, рассматривать как весьма запоздалую попытку реанимировать находящуюся при последнем издыхании вполне антикварную систему ПВО Украины советских времен. Причем попытку с заведомо негодными средствами. Потому что реальное продление срока безопасной эксплуатации просроченных зенитных ракет находится далеко за пределами возможностей местной военной промышленности.

Так что украинские ракетчики фактически обречены стрелять из оружия, поведение которого абсолютно непредсказуемо, а его реальное применение может привести к самым тяжелым последствиям. Вплоть до несанкционированного поражения территории объектов на территории российского Крыма. Иначе говоря, киевское руководство, отдавшее приказ на проведение таких учений в непосредственной близости от Крымского полуострова, вполне сознательно играет с огнем, допуская возможность украино-российской военной конфронтации даже в результате нештатной работы своих боевых систем.

Очевидно, что готовность пренебрегать безопасностью в таких масштабах недвусмысленно указывает на то, что прямая война с Россией вполне укладывается в планы нынешних украинских правителей. У которых, по большому счету, другого способа удержаться у власти еще какое-то время, просто нет.

Юрий Селиванов