Заявления украинских чиновников часто вызывают оторопь у всякого, кто мало-мальски знаком с логикой. В общем, привыкли. Но вице-премьер Украины Иванна Климпуш-Цинцадзе нашла-таки способ выделиться и на этом ярком фоне.

 

 

Украина готова принести свои искренние извинения польскому народу за Волынскую резню, но! Сначала должны быть представлены неоспоримые доказательства вины Романа Шухевича. Или, как изысканно выразилась вице-премьер Украины по евроинтеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе, если будут предоставлены доказательства, что он действительно «сделал что-то плохое».

 

Высокопоставленный украинский чиновник не исключает, что признаваемый сейчас в ее стране героем Роман Шухевич – один из главных руководителей ОУН-УПА – был просто оболган советскими историками. Мало ли, говорит она, кто мог переодеться в форму УПА и убивать поляков на Волыни. Поэтому, по логике госпожи Климпуш-Цинцадзе, сначала нужно создать независимую польско-украинскую комиссию по расследованию той трагедии. И если она сможет доказать вину повстанцев, то Киев всенепременно принесет свои искренние извинения.

 

У любого человека, мало-мальски знакомого с историей, рассуждения госпожи вице-премьера могут вызвать лишь оторопь. Историки – советские, не советские, антисоветские – любые, давно сошлись на том, что преступления УПА против мирного польского населения на Волыни не подлежат ни малейшему сомнению. Тысячи задокументированных фактов, десятки тысяч свидетелей. Это во-первых. Во-вторых: насчет Шухевича. Упоминание этого, с позволения сказать, деятеля именно в том контексте, в котором его поминает Климпуш-Цинцадзе, вызывает сомнения только в одном: в уровне компетентности самой украинской чиновницы.

 

Опять-таки общеизвестно, что Роман Шухевич возглавил УПА в начале 1944. То есть, уже после Волынской резни, которая происходила весной-летом 1943. Во время резни УПА возглавлял другой человек. Конкретно – Дмитро  Клячковский. Он-то в основном и делал тогда на Волыни «что-то плохое». А Шухевич в тот конкретный момент был партийным функционером ОУН – и формально к Волынской резне прямого отношения не имеет. Только косвенное. А вот ко всему, что делала УПА после начала 1944, Шухевич имеет самое прямое отношение. Как и к тому, что творил созданный в рамках Waffen SS «охранный», а фактически карательный батальон, где он до этого служил в должности заместителя командира. Значит ли все этого, что Шухевич во время войны «ничего плохого не делал»? Вопрос, что называется, интересный. Как бы то ни было, г-же Климпуш-Цинцадзе – внучке одного из ближайших соратников Шухевича – историю родного края можно было бы знать получше.

 

Кстати, на самом деле предлагаемая украинской чиновницей комиссия в начале 2000-х уже работала. И все вышесказанное подтвердила. Включая, естественно, и сам непреложный факт организованной ОУН-УПА резни на Волыни, в ходе которой были уничтожены десятки тысяч мирных поляков. Роль конкретно Шухевича в тех событиях никакого значения при этом не имеет. Но г-жа Иванна Климпуш-Цинцадзе, похоже, про работу этой комиссии просто не знает. Как, собственно, и про многое другое.

 

Что, впрочем, не особенно удивляет. Нынешние украинские власти  в выборе между фактами и мифами всегда предпочитают мифы. Но и в них, как выясняется, отчаянно путаются. В итоге – нескончаемая череда феерических «проколов». Каждый из которых в другой стране мог бы погубить репутацию и конкретного чиновника и всего правительства. Но только не на нынешней Украине, где вопиющая некомпетентность в сочетании с беспримерной напористостью – вовсе не сенсация. А норма.

 

Дарья Чередник, Семен Додатко