В «деле малайзийского Боинга» появился «секретный свидетель», чьи показания снимают все обвинения с ополчения и России. И объясняют загадочное поведение западных экспертов.

Этот человек пришел в редакцию «Комсомолки» сам. Мы проверили его документы — он не актер и не подставное лицо. Реальные данные свидетеля мы пока не можем раскрыть — у нашего собеседника на Украине остались родственники и он боится мести и шантажа. Судя по тому, что нам рассказал Александр (назовем его так), — опасения реальны. Мы приводим стенограмму нашего разговора практически без купюр.

ШТУРМОВИК ВЕРНУЛСЯ БЕЗ РАКЕТ

— Где вы находились 17 июля 2014 года, в день, когда был сбит малайзийский «Боинг»?

— Я был на территории Украины, в городе Днепропетровске, поселок Авиаторское. Это обычный аэропорт. Там в это время базировались истребители и вертолеты. Самолеты регулярно летали, бомбили, штурмовики Су-25 бомбили Донецк, Луганск. Это продолжалось длительное время.

— Самолеты летали каждый день?

— Ежедневно.

— Почему вы предположили, что эти самолеты могли иметь отношение к гибели «Боинга»?

— Несколько причин. Из восьми самолетов, которые базировались, только два с ракетами «воздух — воздух». Они были подвешены.

— Зачем? Шли какие-то авиационные сражения в воздухе?

Нет, на самолеты были подвешены ракеты для прикрытия самих себя в воздухе. На всякий случай. В основном были на подвеске боеприпасы для работы по земле. НУРСы, бомбы.

— Расскажите про 17 июля.

— Регулярно летали самолеты. С утра целый день летали. Во второй половине дня, примерно за час до сбития «Боинга», были подняты в воздух три штурмовика. Конкретно время не помню. Из самолетов один был оснащен такими ракетами. Это был Су-25.

В «деле малайзийского Боинга» появился «секретный свидетель» (сидит спиной к экрану)

— Вы лично это видели?

— Да.

— Где у вас точка наблюдения была?

— На территории. Конкретно не скажу.

— Вы имели возможность смотреть конкретно, что подвешивается к пилонам самолета? Вы могли перепутать ракеты «воздух — воздух» и «воздух — земля»?

— Нет, перепутать не мог. Они различаются размерами, оперением, окраской. С головкой наведения. Опознать ее очень легко. В общем, по истечении небольшого времени, вернулся только один самолет, два были сбиты. Где-то на востоке Украины, мне так сказали. Вернулся один самолет, на котором были подвешены эти ракеты.

— Он вернулся уже без ракет?

— Без ракет. Летчик этот был очень напуган.

— Вы знакомы с этим летчиком, видели его?

— Да.

— А можете сказать, как его звали?

— Волошин фамилия.

— Он один в самолете был?

— Да. Самолет рассчитан на одного человека.

— Имя его не знаете?

— Владислав вроде бы. Не скажу точно. Капитан.

Виктор ГУСЕЙНОВ
Самолет оказался в ненужное время и в ненужном месте
Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

— Капитан Волошин вернулся. Дальше?

— Вернулся с пустым боекомплектом.

— Ракет не было?

— Да.

«САМОЛЕТ НЕ ТОТ»

— Скажите, Александр, самолет вернулся с задания, вы пока не знаете о гибели «Боинга», но вас почему-то удивило отсутствие ракет «воздух — воздух». Почему?

— Эти ракеты «воздух — воздух» не входят в боекомплект основной.

Их подвешивают по отдельной команде. Как правило, самолеты с этими ракетами старались не выпускать в воздух. Потому что эту ракету нельзя часто просто так с собой перемещать в воздухе.

Всего возможны две такие ракеты на этом самолете. Никогда они раньше не применялись. Они были списаны до этого. Но буквально накануне, за неделю до этого случая (гибели «Боинга». — Ред.), использование этих ракет было в срочном порядке продлено. И они поставились опять на вооружение. Они не использовались долгие годы.

— Почему?

— Ресурс вышел у них. Года старые, еще советского производства. Но вот по срочной команде у них ресурс был продлен.

Виктор ГУСЕЙНОВ
Малайзийский «Боинг» сбил украинский летчик
Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

— И в этот день их повесили на самолет?

— Они все время стояли с этими ракетами.

— Но не летали?

— Старались поменьше их в воздух пускать — каждый полет снижает ресурс. Но в этот день самолет полетел.

— И вернулся он без них?

— Да. Зная немножко этого летчика… (вполне возможно, когда сбили два этих самолета у него на глазах), у него была просто испуганная реакция, неадекватная. Мог от испуга или в целях мести запустить ракеты в «Боинг». Может, он принял его за какой-то иной боевой самолет.

— Эти ракеты с самонаводящимися головками?

— Да.

— Когда он их нажал, они стали искать цель?

— Нет. Летчик сам фиксирует цель. Потом запускает ракету, и она уже летит на цель.

— Эти ракеты летчик мог применить по наземным целям?

— Это бессмысленно.

— Что вам еще запомнилось в этот день? Что говорил летчик?

— Фраза была им сказана, когда его из самолета вывели: «Самолет не тот». И вечерняя фраза была, вопрос одного летчика к нему, к этому же, к Волошину: «Что там с самолетом?» На что тот ответил: «Самолет оказался в ненужное время и в ненужном месте».

«И ПОСЛЕ ТРАГЕДИИ ВЫЛЕТЫ ПРОДОЛЖАЛИСЬ»

— Этот летчик давно там служил? Сколько ему лет?

— Волошину около 30 лет. Его часть базируется в Николаеве. Их в Днепропетровск командировали. Накануне была у них командировка в Чугуев под Харьковом. И все это время они бомбили Донецк и Луганск. И, по информации одного из служащих николаевской части, они до сих пор продолжают это делать.

Виктор ГУСЕЙНОВ
Украина заявляла, что в день катастрофы у них не было боевых вылетов
Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

— У летчиков был хороший боевой опыт?

— Те, которые находились там, они со стажем были. Николаевская часть была даже один год, по-моему, 2013-й, самой лучшей частью в Украине.

— История с «Боингом» среди летчиков как-то обсуждалась?

— Все попытки обсуждать сразу же пресекались. Да и летчики больше между собой общались, они такие… гордые.

— После того, как все узнали про этот «Боинг», что стало с этим летчиком, с капитаном Волошиным?

— После всего этого продолжались вылеты. И все время летчики не менялись. Одни и те же лица были.

«ПОЛЕТОВ НЕ БЫЛО… НО СБИЛИ»

— Давайте попробуем смоделировать события. Как они могли развиваться? Вылетели на боевое задание три самолета. Они оказались примерно в той зоне, в которой находился «Боинг». Два самолета сбили. Этот капитан Волошин занервничал, испугался, и, возможно, он принял «Боинг» за боевой самолет?

— Возможно. Расстояние большое, он мог просто не увидеть конкретно, что это за самолет.

— С какого расстояния эти ракеты пускаются?

— За 3 — 5 километров они могут цель фиксировать.

— А разница скоростей какая у боевого самолета и «Боинга»?

— Без разницы: у ракеты довольно-таки хорошая скорость. Очень быстрая ракета.

— Догонит в любом случае? А высота?

— Он может вполне на своем максимальном подъеме — на 7 тысячах метров — вполне спокойно зафиксировать цель.

— Достать ее вверх?

— Да. Самолет может просто поднять нос вверх, и проблем никаких не составляет это зафиксировать и пустить ракету. Дальность полета этой ракеты — больше 10 километров.

Виктор ГУСЕЙНОВ
Власти Украины используют фальшивки, чтобы свалить вину за крушение малайзийского «Боинга» на ополченцев
Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

— Эта ракета на каком расстоянии от цели взрывается? В корпус может попасть и взорваться?

— В зависимости от модификации. Буквально может в корпус и на расстоянии 500 метров может.

— Мы работали на месте катастрофы и заметили, что осколки попали в корпус самолета очень кучно. Такое ощущение, что взорвалось буквально в двух метрах от «Боинга».

— Есть и такая ракета. Принцип дроби — она разрывается, дробь идет. А потом ударяет основная боевая часть ракеты.

— Украина заявляла, что в этот день у них не было боевых вылетов. Мы проверяли разные сводные источники по сбитым самолетам, Украина везде отрицает, что ее военные самолеты в этот день летали.

— Я знаю про это. Украина также заявила, что два этих самолета были сбиты 16-го числа, а не 17-го. И неоднократно даты менялись. Но на самом деле вылеты были ежедневно. Я видел это сам. Даже в перемирие вылеты были, правда, реже.

ЗАПРЕЩЕННЫЕ БОМБЫ

— Какое вооружение было на самолетах с вашего аэродрома? Применялись ли фосфорные бомбы, зажигательные смеси? На земле украинская артиллерия применяла их очень активно.

— Фосфорных я не наблюдал. Но применялись объемно-детонирующие бомбы.

— Они запрещены?

— Да. Бомба была предназначена для Афганистана. Ее запретили и до последнего не применяли. Она запрещена какой-то конвенцией, не помню, не скажу. Эта бомба — негуманная, сжигает все. Абсолютно все выжигает.

— Они их навешивали и применяли во время боевых действий?

— Да. И были также запрещенные кассетные бомбы. Авиационная бомбовая кассета — в зависимости от размера может поразить цель очень масштабную. Стадион — одна бомба накрывает. Причем полностью, всю площадь абсолютно, два гектара.

— Почему они шли на применение такого оружия?

— Они все выполняли приказ. А чей приказ — непонятно.

— Смысл такого оружия — запугивание?

— Максимальное уничтожение живой силы.

МОГУТ ИЗБИТЬ ЗА ЛЮБОЕ НЕОСТОРОЖНОЕ СЛОВО

— Почему вы уехали в Россию, почему решились рассказать? Почему, наконец, про это никто не узнал раньше? Вы же не единственный свидетель!

— Все запуганы СБУ (служба безопасности Украины. — Ред.) и нацгвардией. Людей могут избить за любое неосторожное слово, посадить по любому ничтожному подозрению в симпатиях к России или к ополченцам. А я был изначально против этой «антитеррористической операции». Не согласен с политикой украинского государства. Гражданская война — это неправильно. Убивать своих же людей — ненормально. И какое-то участие там принимать или нет, но находиться на стороне Украины и быть к этому частично причастным, я не согласен изначально!

Виктор ГУСЕЙНОВ
Для разгадки причин катастрофы нужны неопровержимые факты, а не предположения
Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

СПРАВКА «КП»

Какое оружие применялось украинской авиацией над Донбассом

Ракета Р60 — управляемая, ближнего боя «воздух — воздух»

Разработка 1967 года. Имеет характерное оперение и твердотопливный двигатель. Головка самонаведения инфракрасная. Р60 оснащена неконтактными взрывателями, подрыв ракеты происходит на расстоянии от 5 метров до 2,5 метра от цели. Поражающие элементы — вольфрамовая проволока или стержни. Практическая дальность полета 10 — 12 километров. С 1973 года использовалась на всех типах истребителей и на штурмовиках. Последние 10 лет не состоит на вооружении в Российской армии, выпуск ракеты прекращен, специальные пилоны для подвески ракеты не применяются и не выпускаются. Поставлялась на экспорт.

ОДАБ-500 — Объемно-детонирующая авиабомба

Этот тип бомбы самый распространенный на постсоветском пространстве. Предназначена для поражения живой силы, промышленных сооружений, легкоуязвимой техники, легких инженерных сооружений, разминирования противопехотных и противотанковых минных полей. Применяется с высот 200 — 1000 метров. Бомба содержит 193 килограмма пиперилена, легковоспламеняющейся жидкости, которая при подрыве превращается в аэрозоль и подрывается вторым зарядом. Радиус поражения — 30 метров. Считается неконвенционным боеприпасом.

Применяется в том числе на штурмовиках Су-25.

РБК — Разовая бомбовая кассета

Самый распространенный вариант на постсоветском пространстве. В зависимости от типа представляет собой контейнер, снаряженный авиабомбами малого калибра, который при подрыве заряда разбрасывает боевые элементы над целью. Считается неконвенционным боеприпасом. Применяется на большинстве типов советских и российских самолетов.

21 июля, спустя 4 дня после крушения «Боинга», Министерство обороны России представило миру данные своего радиотехнического контроля за небом над востоком Украины в часы трагедии. И уже тогда было показано, что в момент падения малайзийского лайнера в районе происшествия возник неопознанный гражданскими службами самолет. Судя по тому, что он не отвечал на запросы диспетчеров, это был военный истребитель либо штурмовик. Фото: mil.ru
МОЛНИЯ: малайзийский Boeing-777 сбил украинский летчик — капитан Волошин (добавлено видео, фото) | Русская весна