Выступая на заседании Совета по внешней о оборонной политике Сергей Лавров, пожалуй, первым из всех российских политиков высшего эшелона заявил о том, что целью западных санкций является свержение существующего в России режима:

«…Публично заявляется, что санкции надо сделать такими, чтобы они разрушали экономику и поднимали народные протесты», — сказал он, добавив, что «Запад однозначно показывает, что они не хотят заставить изменить политику, а хотят добиться смены режима…»

Не сказать, что Лавров поделился чем-то сокровенным, однако ранее российское руководство пыталось представить санкции как некое недоразумение и легкий скандал между друзьями и партнерами, который она надеется преодолеть путем переговоров и компромиссов. В такой постановке вопроса, как ее озвучил Лавров, очевидно, что никакие компромиссы не решат проблему — цель слишком серьезна, чтобы «задобрить» и «уговорить».

В такой постановке вопроса у России есть два ответа в зависимости от обстоятельств. Первый — угроза прямого столкновения, которого мы не боимся и готовы к нему. Смысл всей политики Запада — чужими руками создать для России невыносимую ситуацию на ее границах, перекрыть возможности нормальной торговли, чем нанести невосполнимый вред нашей экономике. Санкции позволяют регулировать этот процесс — как по интенсивности, так и по тем отраслям, работа которых критически важна для России. Собственно, проблемы на транзитном газовом маршруте и снижающиеся цены на нефть — это и есть неотъемлемое дополнение к санкциям. В такой ситуации Россия должна совершенно недвусмысленно сообщить, что она прекрасно понимает, кто стоит за западными лимитрофами и «шестерками» типа нацистского Киева, террористов ИГИЛ и всю ответственность за их действия против России придется нести именно Западу.Кстати говоря, попытки перевести договоренности по Донбассу в женевский формат — это именно такая позиция Запада: он не желает иметь дела с ополчением, считая его марионеткой России, а намерен разговаривать именно с Россией. В такой ситуации есть смысл выдвигать встречное предложение: переговоры по Украине должны проходить без ополчения, но и без Киева, так как их статус ничем между собой не отличается.Судя по всему, подобного рода намеки кулуарно были сделаны, так как США вдруг резко сдали назад: «…«Мы пришли к полному согласию, что наиболее приемлемым форматом достижения мира является формат минских договоренностей и трехсторонней контактной группы», – заявил Порошенко на пресс-конференции по итогам встречи с Найденом…»

Это весьма серьезный разворот, который никто не ожидал. Вряд ли Порошенко был доволен навязанным ему из Вашингтона решением, однако на данном этапе все разговоры о женевском или веймарском формате переговоров закрыты — придется возвращаться к минскому, на который Киев уже откровенно забил.

Здесь тоже есть подводные камни, которые могут затянуть процесс до бесконечности, однако это, пожалуй, гораздо более серьезный итог приезда Байдена, чем все остальное.

Второй путь, по которому может пойти Россия, отдавая себе отчет в том, какой характер носят санкции — не обращая внимания на них, последовательно ликвидировать наиболее серьезные угрозы, которые созданы и создаются на ее границах. Ситуация «ни мира, ни войны» на Донбассе объективно ведет к катастрофе на непризнанных территориях, так как они не могут ни приступить к мирной жизни, ни расширить свою территорию, обезопасив крупные города от расстрелов. Если минские договоренности не работают, нужно выдвигать ультиматум — либо Киев прекращает боевые действия и начинает выполнять свою часть договоренностей, либо ополчение с помощью России проведет операцию по принуждению к миру. Цель операции — не только разгром карательной группировки, но и расширение территории ДНР и ЛНР до административных границ областей. В случае невыполнения ультиматума — наступление.

В таком случае игра Запада на затягивание конфликта и создание зоны гуманитарной катастрофы на Донбассе будет сломана — ему придется реагировать. Либо ужесточать санкции и переводить конфликт на более высокий уровень, либо начинать шаги по урегулированию.

Так или иначе, но выступление Лаврова требует запуска совершенно иных подходов, чем те, которые были озвучены ранее. Нет смысла продолжать вести себя по-прежнему, если высшее российское руководство озвучивает свое понимание целей Запада по своему уничтожению.