Дмитрий Медведев написал большую и объемную статью в «Независимой газете», полностью посвященную Украине. Можно было бы сыронизировать на тему — все ли так хорошо у нас, что премьер, при котором экономика уверенно идет в штопор, а валютные сводки вызывают уже спортивный интерес: какой очередной «психологический рубеж» пробьет вниз рубль, вдруг озаботился ситуацией у соседей.

Однако статья явно небесполезна. Ответ, для чего вдруг Медведеву понадобилось расписывать ужасы украинской действительности, похоже, лежит в последних абзацах. В резолютивной, так сказать, части доклада:

«…Украине необходимо помнить, что любой выбор – это прежде всего большая ответственность. В сытом европейском будущем надо много работать, а не «скакать». Хотите жить «как в Европе» – научитесь платить по счетам. Для начала – по российским.

Наши страны – соседи и не могут не сотрудничать. Просто теперь это сотрудничество будет исключительно, можно сказать, «европейским», рациональным и прагматичным. Россия намерена строго следовать своим национальным интересам. И будет твердо их отстаивать – как и в случае с любым другим равноправным партнером. Выстраивая отношения в новых условиях, мы оставим эмоции и «родственные чувства» в стороне. И больше не станем содержать экономику Украины. Нам это невыгодно. Да и, честно говоря, надоело.

Может быть, именно такого – немного холодного – прагматизма в политике и экономике нашим странам не хватало все годы после распада СССР. И теперь, после тяжелых испытаний и потерь, у нас есть шанс выстроить по-настоящему деловые, взаимовыгодные отношения…»

По правде говоря, вполне справедливые тезисы. Спонсировать экономику братского народа и нацистского режима — две очень большие разницы. Пересмотр подходов совершенно логичен. Однако смущают последние слова статьи про деловые и взаимовыгодные отношения. Медведев продолжает рассматривать Украину как нормальное государство, хотя и недобросовестного партнера. Поэтому надеется уразумить ее более жесткими условиями сотрудничества.

Проблема в том, что к экономике и деловому сотрудничеству происходящее не имеет никакого отношения. Украинская элита и без увещеваний из Москвы знает, что разворовывать российскую помощь для нее гораздо выгоднее, чем побираться по европейским столицам и в Вашингтоне. Мало того — сейчас в США инициируется процесс, в ходе которого деньги нелояльных украинских чиновников и олигархов могут быть арестованы для передачи их «украинскому народу» — то есть, катастрофу на Украине Штаты намерены предотвращать награбленными деньгами, своими собственными они рисковать не намерены.

Говоря иначе, никакой выгоды нет, и обращаться к украинскому «политикуму»  с предложением одуматься и продолжать сотрудничество с точки зрения привычных номенклатуре шкурных интересов нелепо — «политикум» не может этого сделать. Не дадут.

Проблема находится за пределами экономики, и лечить ее экономическими инструментами не имеет ни малейшего смысла. Скорее наоборот — ухудшение ситуации на Украине (а оно неизбежно) Киев спишет именно на Россию, доведет эту точку зрения до своего и без того отзомбированного населения. Вместо партнера мы окончательно получим врага. Твердо уверенного, что Россия не только развязала войну, но и сделала все для удушения молодой демократии. По сути, предложение Медведева при всей его логичности работает в первую очередь на интересы Запада и США, стремящихся окончательно разорвать Украину и Россию, сделать их смертельными врагами и получить вечный конфликт.

Болезнь носит строго политические симптомы, и лечиться может только политическими методами. Никакой экономики. Единственная разумная цель российской политики (экономической в том числе) на украинском направлении может заключаться в ликвидации причины — киевского режима. Вот здесь нужно проявлять жесткость, последовательность и прагматизм.