Слова Владимира Путина о возможности появления на Донбассе голубых касок ООН вызвали большой резонанс среди политиков и экспертов по всему миру. Одни полагают, что это предложение может стать «вливанием свежей крови» в минский процесс, другие видят в словах президента хорошо продуманный политический маневр. Третьи же полагают, что инициатива Путина — это следствие тайных договоренностей Москвы и Вашингтона насчет Украины.
Голубые каски, но не миротворцы
Но что же конкретно сказал Путин? Так ли сенсационны его слова?
Заявление Путина условно можно разделить на две части. В первой части своего предложения президент сказал следующее: «Я же ведь многократно говорил о том, что поддерживаю идею и вооружения миссии ОБСЕ. Но сама организация ОБСЕ отказывается от вооружения своих сотрудников, поскольку не имеет ни соответствующего персонала, ни опыта подобной работы. В этом контексте наличие миротворцев ООН, даже не миротворцев, а тех людей, которые обеспечивают безопасность миссии ОБСЕ, считаю вполне уместным и не вижу здесь ничего плохого. Наоборот, считаю, что это пошло бы на пользу решению проблемы на юго-востоке Украины».
Фактически Путин не предложил ничего радикально нового. На протяжении последних лет сам президент и другие руководители России не раз высказывались за то, чтобы предоставить наблюдателям ОБСЕ легкое стрелковое оружие. Заявление Путина в Пекине лишь немного изменяет эту идею — пистолеты будут не у обеэсешников, а у ООНовцев, которые станут телохранителями для наблюдателей ОБСЕ. Кроме того, президент четко отметил, что вооруженных представителей ООН даже нельзя будет считать миротворцами.
Путин предложил добавить к уже действующей миссии ОБСЕ еще один элемент — людей с оружием под эгидой ООН, но в целом задачи и полномочия наблюдателей от этого измениться не могут, голубые каски при них просто будут телохранителями.
Тогда почему слова президента вызвали такой резонанс? И не только среди политиков и экспертов. Многие жители Донбасса и представители патриотической общественности России были взволнованы этим заявлением, о чём писали в социальных сетях.
Дело в том, что миротворческие миссии ООН не вызывают большого доверия. Достаточно примера Руанды, когда массовые убийства представителей народа Тутси происходили прямо на глазах миротворцев, а те ничего не сделали чтобы защитить несчастных людей. Очень много для дискредитации идеи миротворческой миссии для Донбасса сделали представители киевского режима.
Так в 2015 году через несколько дней после подписания Минска‑2, Юрий Луценко — один из самых близких людей к Порошенко и будущий генеральный прокурор Украины, сказал украинским журналистам, что перемирие нужно Киеву для того, чтобы накопить силы и реализовать «хорватский сценарий». Недавно о Хорватии как о примере для Украины в вопросе решения проблемы неподконтрольных территорий сказал премьер Гройсман. О «хорватском сценарии» как идеальном для Украины, пишут многие близкие к режиму Порошенко «эксперты».
Что же это за исторический эпизод, который так «греет душу» Луценко и Гройсмана? Речь идет о судьбе непризнанной республики Сербской Краины (государство сербов в Хорватии — прим. RuBaltic.Ru), которую в 1995 году уничтожила хорватская армия. Но причем тут миротворцы ООН? Дело в том, что в той ситуации голубые каски показали себя с самой худшей стороны.
«Миротворцы» беспрепятственно пропустили хорватские войска, когда те двинулись на позиции сербов.
Танки и артиллерия защитников республики находились на специальных складах миротворцев. Сербам понадобилось время, чтобы заполучить свой арсенал, тогда как хорваты были в полном вооружении. От действий хорватских военных погибло немало мирных жителей Сербской Краины. Но перед международным трибуналом предстал и был осужден лишь бывший президент сербского анклава Милан Мартич, за то, что сербы обстреляли из артиллерии несколько хорватских поселений. Ни один хорват за эту операцию не был привлечен к суду.
Понятно, что эта история нравится Луценко и Гройсману, но не нравится жителям Донбасса. Именно поэтому у людей из ДНР и ЛНР любые упоминания о миротворцах ООН вызывают тревогу. Даже когда реального повода для беспокойства нет.
Условия Путина и разрушенные планы Порошенко
Жителям Донбасса нервничать не стоит. Это подтверждает вторая часть заявления Путина, и острое непринятие его слов украинскими политиками. А сказал президент о том, что вооруженные ооновцы даже в качестве охранников представителей ОБСЕ могут оказаться на Донбассе только при соблюдении ряда условий.
Во-первых, голубые каски могут быть размещены только на линии соприкосновения.
Во-вторых, ООНовцы на линии соприкосновения могут появиться не ранее, чем пройдет разведение сил конфликтующих сторон и отвод тяжелых вооружений.
В-третьих, Путин сказал, что данный вопрос не может быть решен без прямых контактов с ДНР и ЛНР.
Этот перечень условий вызвал бурю негодования у украинских промайдановски настроенных политиков и экспертов. Почему? — Частично ответ на это дан выше. Украинская власть желает повторения «хорватского сценария», а значит, их устроит лишь такая «миротворческая» миссия, которая позволит ВСУ спокойно подготовить наступление, а потом будет содействовать в нападении на ДНР и ЛНР.
В понимании киевского режима идеальные «миротворцы» — это войска НАТО под флагом ООН, которые разгромят республики Донбасса, после чего Порошенко как победитель сможет въехать в Донецк. Любой другой формат миротворческой операции Киев не устроит.
Настоящая миротворческая миссия для режима Порошенко губительна. Как только между ВСУ и ополченцами ДНР и ЛНР встанут какие-нибудь настоящие миротворцы, которые не позволят «Правому сектору» и «Азову» обстреливать города Донбасса и захватывать территории в ничейной зоне, тут же радикальные националисты обвинят Порошенко в том, что он сдал украинские земли, вступил в сговор с Кремлем и что их «побратимы» умирали зря.
А Порошенко радикалов боится… С одной стороны использует, но с другой — боится.
Так зачем же сам Порошенко и его приближенные всё время требуют то миротворческую, то полицейскую миссию? Всё просто: Петр Алексеевич элементарно пиарится на этой теме. Он вообще любит привлекать к себе внимание на различных международных саммитах. То «российские паспорта» демонстрировал, как уличный фокусник, то дверь микроавтобуса привез собой в Европу. Вот и на заседание генеральной ассамблеи ООН Порошенко подготовил «номер»: хотел вынести на ее рассмотрение вопрос о вводе миротворцев на Донбасс. А Путин поднял эту тему раньше.
Пример из жизни: идет концерт, эстрадный артист собирается исполнить песню, но перед ним выходит другой исполнитель и поет ту же самую песню, пусть и с другой аранжировкой. В похожей ситуации оказался и Порошенко, Путин «исполнил песню» первый.
Белый дом и Кремль
Так что, хозяин Кремля высказался о голубых касках, только чтобы «насолить» Порошенко? Разумеется, нет. Учитывая поддержку США, предложение Порошенко вполне могло быть принято на Генеральной ассамблее ООН, и несмотря на то, что ее решения носят не обязательный, а рекомендательный характер, всё же этот документ мог создать дополнительные проблемы для России и Донбасса. Сценарий мог быть таким: Генассамблея принимает решение, США основываясь на нем, вносит резолюцию в Совбез ООН, но такую, какую Россия пропустить не может. После этого, прикрываясь словами о том, что Москва выступает против воли мирового сообщества, Запад накладывает на Россию новые санкции, а США начинают поставки на Украину летального оружия.
Путин же «одним ловким движением руки» перевел этот вопрос сразу в Совбез, минуя Генассамблею.
Что же до теории о том, что Москва и Вашингтон договорились относительно будущего Украины, и предложение Путина — это первый шаг по реализации соглашения, то такая версия кажется малоправдоподобной. Во-первых, у США и России разные стратегические интересы в регионе, можно сказать диаметрально противоположенные. Во-вторых, сомнительно, что сейчас с Трампом можно о чём-то серьезном договариваться, он не контролирует политические процессы даже в собственной стране.
Миротворческая миссия на Донбассе может когда-нибудь и появится. Только это станет возможным лишь тогда, когда у руля в Киеве уже не будет Порошенко и подобных ему политиков.
Нет Комментариев