Украинские националисты угрожают смести нынешний режим
В условиях продолжающейся деградации экономики и падения уровня жизни граждан, а также на фоне бесконечных склок между представителями правящего режима градус социально-политической напряжённости на Украине поднимается до критической отметки.
Как и следовало ожидать, в авангарде борьбы со «злочинною владою» как и два года назад оказываются правые радикалы. Накануне выходных они совершили очередную «пробу пера», устроив настоящее факельное шествие в центре Киева. В митинге, официальным поводом для проведения стало требование освободить «политзаключённых» — убийц Олеся Бузины, принял участие весь «цвет» майданного движения. Среди собравшихся были представители ВО «Свобода», «Правого сектора»*, батальона «Азов», «Конгресса украинских националистов», «Черного комитета», «Автономного сопротивления» Карпатской сичи, МОО «Сокол». Часть пассионарной и весьма агрессивно настроенной толпы составили футбольные ультрас.
Фактически, речь идёт об «ударной силе», боевиках Майдана, которые после «революции достоинства» оказались не у дел на обочине общественно-политической жизни. Особенное недовольство собравшихся радикалов, можно предположить, вызывает установившиеся затишье на восточном фронте. Несмотря на то, что два года назад эти силы способствовали приходу к власти режима Порошенко, сегодня они отправляют президенту-олигарху «чёрную метку». Судя по выступлениям свидомых «ораторов» решать вопрос о власти они планируют в прежней форме. То есть, устроив очередное кровопускание властным элитам. «Этот марш — это начало, а не конец. Если нас не услышат, то мы будем свозить людей из регионов еще раз, и это уже не будет мирный митинг», — пригрозил один из участников акции.
Помимо требования освободить Андрея Медведько и Дениса Полищука (подозреваемых в убийстве известного общественного деятеля Олеся Бузины — прим. ред.), многотысячная толпа скандировала лозунги об отставке министра МВД Арсена Авакова. Резюмируя, на фоне критического падения уровня жизни, а также тотального разочарования новой властью известный лозунг «Бандера придет — порядок наведет» снова вдохновляет радикалов на повторение событий двухлетней давности.
По мнению обозревателя МИА «Россия сегодня» Ростислава Ищенко, перспективы украинской государственности весьма нерадужные.
— Переворот обязательно будет. Вопрос только, когда — в феврале, в марте накопится критическая масса негатива в обществе.
— В последнее время на Украине подобные сценарии режессировались извне…
— С этим трудно спорить. Но в Майдане принимали участие украинские радикалы и антироссийски настроенные силы. Не посылали же американцы на Украину своих морпехов, а «всего лишь» г-жу Нуланд с легендарными печеньками.
— Заинтересован ли Белый дом в обострении ситуации на Украине? Судя по визиту Керри, американцы не спешат списывать со счетов деятелей нынешнего режима, даже критически непопулярного Яценюка, которому всё время прочат скорую отставку.
— Конечно, в настоящее время американцы не заинтересованы в дестабилизации ситуации. Но, с другой стороны, ничего плохого для них в этом случае не произойдёт. Тем более, не следует забывать, что в американском истеблишменте есть группа, которая ориентируется на Обаму. Другая часть политикума принадлежит к «ястребиному лагерю» это вице-президент Байден, Виктория Нуланд.
Обама, чей срок пребывания у власти подходит к концу, заинтересован в том, чтобы «заморозить конфликт» на Украине. «Ястребы» тоже не имеют ничего против, чтобы Порошенко поправил ещё полгода. Но, если на Украине начнётся полный бардак, это их тоже устраивает. Хаотизацию социально-политической жизни и всей государственности на Украине не обязательно специально стимулировать. Но и препятствовать этим процессам никто тоже не будет.
Если Порошенко не удержится у власти, в Госдепе подберут ему замену. Другое дело, что очередной переворот, скорее всего, приведёт к полной фрагментации Украины. В таком случае исчезает центральное правительство, а украинские радикалы люди менее управляемые по сравнению с президентом-олигархом.
То есть, страна распадётся на отдельные области. В такой ситуации вопрос о «возвращении» ДНР и ЛНР автоматически снимается с повестки, потому что возвращаться некуда. Если исчезнет легитимная украинская власть, то кто будет озвучивать претензии на Крым? Придётся отменять санкции против России.
Пока же у власти находится признанный международным сообществом президент, есть избранный парламент, то даже если они ничего в стране не контролируют, с ними можно вести переговоры, апеллировать к ним.
Это напоминает ситуацию с Сомали. Где есть центральные власти, имеющие представительство в ООН и даже посольства. Но целостного и подконтрольного правительству государства, по сути, нет. Точно так же и на Украине — американцам важно, чтобы в Киеве был признанный и подконтрольный ему режим. А то, что он за пределами двух кварталов у Крещатика мало что контролирует, это уже дело десятое.
Если произойдёт праворадикальный переворот (а другой на Украине произойти не может), это будет означать конец единой Украины. С другой стороны, это будет означать конец «Минска-2», потому что новый центр (если он, вообще, появится) никогда не признает минские договорённости. А война в Донбассе практически неизбежна. Варианта всего два: либо сначала переворот, а потом война, либо наоборот.
Доцент кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин более осторожно оценивает потенциал украинских праворадикалов.
— Конечно, возможны определённые беспорядки в регионах, а также попытки оказывать давление на власть со стороны радикалов. За ними стоят те олигархические структуры, которые недовольны своим местом в политической иерархии.
Часть пассионариев с Майдана была легализована и влилась в ряды созданной Национальной гвардии. А другим в ней места не нашлось. Одиозная партия «Свобода» не попала в Раду, зато добилась неплохих результатов на местном уровне, составив конкуренцию более респектабельной «Самопомощи» в западных регионах. Добровольческие батальоны, которые составляют основной костяк протестного движения, несмотря на положения «Минска-2», не расформированы.
— Обострение экономического кризиса и публичные саморазоблачительные скандалы в высших эшелонах власти, состояние «ни мира, ни войны» создают запрос радикализацию в обществе?
— Разумеется. И достаточно серьёзный. Я не считаю, что украинское общество якобы «устало от происходящего» и уже не думает о силовой «реинтеграции» Донбасса. Напротив, значительная часть населения этого действительно хочет.
При этом заговор и вооружённый переворот маловероятны. Поскольку внешние кураторы из Вашингтона «держат руку на пульсе». Хотя они и не контролируют ситуацию на 100%. Подтверждением чему служат скандальная перепалка между главой МВД Аваковым и руководителем Одесской ОГА Саакашвили, а также «вынос тела» премьера Яценюка с трибуны Верховной Рады.
Другое дело, что участники очередного переворота не смогут поставить патронов киевской власти из Госдепа США перед свершившимся фактом. На это требуется разрешение.
— Вашингтону не выгодно такое развитие событий?
— Американцы заинтересованы в контролируемом обострении. Ведь ни США, ни Россия не идут на открытый конфликт. Если к власти в Киеве придут совсем «отмороженные» люди, то возникнет неконтролируемое обострение ситуации. А вот массовые социально-экономические выступления в ближайшие месяцы практически неизбежны. Конечно, не в форме организованного Майдана, но в виде серьёзного давления на власть.
Конечно, команда припишет себе в заслугу безвизовый режим с ЕС, если он будет введён в 2016 году. Хотя, точнее следовало бы охарактеризовать этот процесс как либерализацию визового режима. На границе у граждан «незалежной» будут требовать показать обратный билет, доказать обладание достаточным количеством финансовых ресурсов для пребывания в ЕС, а также внятно объяснить, где конкретно они собираются находиться и чем заниматься.
Тем не менее, власти будут рапортовать об успехе, говорить о том, что это «первый шаг в Европу» и прочее. Впрочем, не уверен, что этот пропагандистский шаг перевесит многочисленные минусы, связанные с резким падением уровня жизни граждан Украины.
Фактически в стране полным ходом идёт деиндустриализация. США выгодно превратить Украину в аграрную страну.
— Не стоит забывать, что по большей части «свидомые» радикалы это выходцы из преимущественно аграрной западной Украины.
— Это не чисто украинский феномен. В сельской местности, как правило, проживают носители консервативных элементов общественного сознания. Та же Львовская область в Австро-Венгрии была глубокой периферией и отсталым регионом, откуда, в основном, вывозили лес.
Повторюсь, мне представляется маловероятным, чтобы украинские радикалы начали объединяться, захватывать правительственные здания, свергать Порошенко. Обычно такие перевороты не происходят без участия спецслужб. Не меньшее значение имеет позиция армии.
— В этом плане в украинском истеблишменте как раз наблюдается «разброд и шатания». Под многими политиками «шатаются кресла», вашингтонские эмиссары призывают «очищать властные ряды от коррупционеров», а военные после заключения «Минска-2» оказались не у дел.
— У персоналистского мятежа (допустим, если уберут Авакова или Яценюка) мало шансов на успех. Потому что подавляющая часть общества сильно разочарована этими политиками, да и не только. За Порошенко «на баррикады» тоже никто не пойдёт. Если на Украине повторится Майдан, для Запада это будет просто катастрофа. Два года поддерживать власть, которая настолько «достала» население, что всё закончилось переворотом… С точки зрения западных переговорщиков по минскому процессу, а также для МВФ и США это станет имиджевой катастрофой.
Тем более, если к власти придут радикалы типа Яроша**, обвинить в происходящем Россию не получится. Наоборот, европейская общественность начнёт ещё больше задаваться вопросом, а кому мы помогаем.
То, что мы наблюдаем сегодня на Украине это борьба за право находиться у властной кормушки. Например, в Кривом Роге в выходные проводили очередное «народное Вече», участники которого готовятся выехать в Киев для участия в митинге под стенами Верховной Рады. Это активисты «БЮТ», «Самопомощи», «УКРОПа». Участники митинга, не требуют свергать центральную власть, а настаивают на законодательном урегулировании ситуации с избранием мэра Кривого Рога.
То есть, политики (Тимошенко, Садовый) и олигарх (Коломойский) используют свои «карманные партии» для того, чтобы протолкнуть свои креатуры на высший пост в городе. При этом они апеллируют к Киеву.
— Как долго может продолжаться хрупкое перемирие в Донбассе, которое больше напоминает вялотекущие боестолкновения?
— Думаю, что в течение ближайших месяцев это будет тлеющий конфликт с периодическими обострениями. Стороны, таким образом, будут оказывать давление друг на друга. Многое будет зависеть от того, каким образом будет складываться ситуация в Сирии. Несмотря на достигнутый консенсус в ООН, когда США и Россия поддержали резолюцию по борьбе с финансированием ИГ***, говорить о пакетных договорённостях рано. Наверняка, когда глава Госдепа недавно приезжал в Москву, стороны обсуждали и ситуацию на Украине.
Российско-американские отношения сейчас развиваются на двух взаимосвязанных трэках. В этом плане Украина выступает заложницей этой ситуации. После того как Россия начала военную операцию в Сирии, украинский вопрос не то чтобы отошёл на второй план. Скорее, он перестал быть самостоятельным и стал увязан с другим. Как бы в Киеве не хотели, чтобы весь мир обсуждал только Украину и те «безобразия», которые вытворяет «агрессивная Россия».
Так или иначе, социальная база на Украине стремительно радикализируется. Например, военных не устраивает перемирие, рядовых граждан — падение уровня жизни и разочарование в олигархате, который пришёл к власти в результате госпереворота. Кстати, ополченцев и жителей Донбасса, которые постоянно находятся под обстрелами, такой «полумир» тоже не устраивает. В общем, Украина напоминает «бурлящий котёл», взрыв которого не предвещает ничего хорошего.
* В ноябре 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры». Их деятельность на территории России запрещена.
**3 марта 2014 года СК РФ возбудил уголовное дело в отношении Дмитрия Яроша по признакам преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 205.2 УК РФ и частью 2 статьи 280 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению террористической и экстремистской деятельности, совершённые с использованием средств массовой информации»).
*** Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Нет Комментариев