Трудный 2017 год стал тем не менее годом возрождения российского кино

Российские фильмы уверенно входят в лидеры по кассовым сборам и зрительской аудитории. Причем если в начале года могло создаться впечатление, что речь идет лишь о том, что при помощи агрессивного пиара и откровенного обмана нам впаривают всякую гнусность, то к концу стало понятно, что нет — у нас действительно стали появляться очень хорошие фильмы.
Итоги 2017 года на больших экранах

Хотя вкус зрительской массы у нас сильно подпорчен, и в результате лучшие фильмы не дотягивают по кассовым сборам до плохих распиаренных, в целом ситуация, когда наше кинопроизводство выдавало исключительно тупые комедии в стиле «Ёлки-1488» и ремейки старья, отошла в прошлое.

Такое ощущение, что наше кино, 30 лет подобно Илье Муромцу сидевшее сиднем на печи, вдруг встало и пошло наверстывать упущенное.

И не случайно, что в моде богатыри — от самого Ильи в «Последнем богатыре» до Евпатия Коловрата. Даже такие отвратительные, на мой взгляд, и по форме, и по содержанию киноблокбастеры, как «Викинг» или «Притяжение» Фёдора Бондарчука, имеют хотя бы то достоинство, что это оригинальные работы в жанре кинобоевика.

Итак, подведем итоги для российского кино.

Прорыв года. «Легенда о Коловрате».

Коловрат
Фото: www.globallookpress.com

Такого фильма у нас еще не было — масштабная героическая сага о Древней Руси, в которой наша земля представлена по образцу, заданному в великом стихотворении, начинающем «Слово о погибели Русской Земли»:

О светло светлая и украсно украшена земля Руськая! И многыми красотами удивлена еси: озеры многыми, удивлена еси реками и кладязьми месточестьными, горами крутыми, холми высокыми, дубровами частыми, польми дивными, зверьми разноличьными, птицами бещислеными, городы великыми, селы дивными, винограды обителными, домы церковьными, и князьми грозными, бояры честными, вельможами многами — всего еси испольнена земля Руская, о прававерьная вера християньская!

Вот как в этом слове написано, так всё в фильме и показано: реки, горы, звери, города, князья, бояры, вельможи, православная вера. Великолепно нарисованная христианская, цивилизованная, молитвенная Русь сталкивается с великолепно же нарисованной суеверной, но богато богатой и жестко организованной Ордой.

Действие развивается с минимальными отступлениями от первоисточника — легенде о Коловрате в «Повести о разорении Рязани Батыем», — совершаются великие подвиги и удивительные чудеса, одна продуманная яркая картина сменяет другую.

В центре повествования воин Евпатий, после детского столкновения с ордынцами страдающий амнезией (после сна он вынужден вспоминать себя заново) — впечатляющий символ той исторической потери памяти, в которую время от времени впадает наша нация. В конечном счете Евпатий клянется, что он всё помнит, что никогда более ничего не забудет. Для нашего национального самосознания это — программа на будущее. В том числе и на будущее нашего кино. С нетерпением ждем других фильмов о русской истории, выдержанных в том же духе.

Тема года. Космос. «Время первых» и «Салют-7».

Темой года для русского кино оказался космос, поскольку наши достижения в нем — наверное, самое героическое, впечатляющее и светлое, что было в нашей истории за последние 100 лет.

Космическая мода началась в западном кино несколько лет назад: «Гравитация», «Интерстеллар», «Марсианин». И возникал вопрос, сможет ли первая космическая нация, русские, предъявить своё кино, достойное этих сюжетов. Мы пошли не по пути фантастики, а по пути воспевания своих былых достижений, что, конечно, было не совсем выигрышной стратегией, и, казалось, сперва проиграли.

«Время первых», на которое поставил наш официоз: знаменитые актеры, уважаемый всей страной национальный герой Алексей Леонов, драматические события первого выхода в открытый космос, фигура Сергея Павловича Королева — всё обещало успех. Но фильм как-то зрителю не зашел: его все похвалили, но смотреть пошли немногие, так что успех кинокартины был ограниченным, хотя неудачей его, конечно, не назвать. Причина такой зрительской холодности — получился классический отчетный фильм о советских достижениях с элементами легкого поругивания партии и кагебешников.

При этом очень драматичные события и аварии, происходившие с Леоновым и Беляевым в космосе, сочетались с довольно примитивными, с точки зрения нашего современного зрителя, техническими конструкциями. Поэтому рассказ об этих приключениях звучит захватывающе, но их надо было уметь показать.

В общем «Времени первых» чуть не хватило фантастичности и сценарной интриги, хотя фильм, несомненно, останется в истории космического кино.

Салют-7
На премьере фильма «Салют-7» режиссера Клима Шипенко в кинотеатре «Каро 11 Октябрь». Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Зато именно этим оказался в избытке наделен «Салют-7», получившийся настоящим киношедевром.

Дело не только в том, что сама по себе история реанимации мертвой орбитальной станции захватывает, — создатели фильма сумели насытить его фантастическими, порой даже гротесковыми элементами, непредсказуемыми поворотами сюжета, напряжением на грани жизни и смерти, утонченным, но сильным юмором, да к тому же еще и изрядной долей сентиментальности.

Это вообще интересный поворот в нашем кино — новая чувствительность. Все наши лучшие фильмы этого года в какой-то момент натурально вышибают слезу.

При этом «Салют-7» оказался еще и настоящим триумфом техники — работа в невесомости и её эффекты были смоделированы с такой тщательностью, что некоторые американские критики поверили, что фильм снят в невесомости.

Фильм очень неплохо собрал в российском прокате, хотя и не дотянул до некоторых раскрученных ничтожеств, но его триумфальное шествие по миру только начинается: скоро должны подоспеть данные о его сборах в Китае, которые могут даже превысить российские.

Сенсация года. «Последний богатырь».

Поначалу зрители и критики, не исключая и автора этих строк, со скепсисом восприняли очередную попытку компании «Дисней» выйти на рынок русской киносказки. Неудачная «Книга мастеров» была еще очень памятна. Но события развивались нестандартно: после некоторого успеха в первую неделю на второй фильм собрал рекордную кассу и в итоге стал самым кассовым российским фильмом в истории, собрав 1 миллиард 652 миллиона рублей.

«Последний богатырь» буквально похоронил под собой всех конкурентов, уступив в кассовых сборах только «Пиратам Карибского моря».

При этом нельзя сказать, что перед нами шедевр — в фильме много длиннот, туповатого юмора, спецэффекты очень часто производят впечатление: «У нас была очень красивая идея, и если бы были голливудские возможности, получилось бы круто».

Тема с попаданцами, совершенно утомившая в нашей фантастике, — «Вася из Бирюлева спасает Ивана Грозного и Берию от опричников», — тоже не сулила, казалось, ничего, кроме стыдобы. Да и центральная идея выглядела довольно подозрительно: традиционно плохие персонажи сказок — Кащей, Баба Яга — становятся хорошими, а хорошие — Добрыня Никитич, Варвара Краса — плохими.

Однако наш зритель проголосовал за «Последнего богатыря» ногами и рублем.

Во-первых, за сам факт фильмов по миру русских сказок и былин: за избушки на курьих ножках, богатырей, квас, змеев горынычей и мечи-кладенцы.

Во-вторых, вознаграждена была довольно тщательная проработка материальной культуры — реальные археологические мечи, включая знаменитый «Людота коваль», красивые наряды и терема, совершенно бесподобные наряды ведьмы Варвары.

В-третьих, регулярно было смешно. Если высидеть пять минут глупых и несмешных шуток, на шестой следовала зачётная шутка или уморительный гэг. Да и кончилось всё хорошо — победой добра: освобожденные богатыри вышли из моря, Илья Муромец вернулся на свое законное место. Получилась в итоге победа подлинной русской народности над подлой казенщиной.

Сам по себе «Последний богатырь» шедевром назвать трудно. Но он и его успех — это свидетельство тех тектонических процессов, которые в итоге обещают нам лучшее кино, — не только более качественное и красивое, но и более обращенное к русской теме. Вместе с «Коловратом» они, надеюсь, дадут кумулятивный эффект. 

Некоммерческий фильм года. «Аритмия».

В кино, не заточенном под развлечение массового зрителя, тоже случился переворот.

Аритмия
На премьере фильма «Аритмия» режиссера Бориса Хлебникова в кинотеатре «Каро 11 Октябрь». Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Вместо заунывной русофобии Звягинцева, назначенного либеральной критикой «Тарковским нашего времени» (а «Нелюбовь» в этом смысле получилась особенно заунывной), культовым арт-хаусом этого года стала «Аритмия» Бориса Хлебникова.

Синтез мелодрамы о несостоявшемся разводе и напряженного, очень реалистичного профессионального кино о работе скорой помощи. Отлично построенный сюжет, драйв «Доктора Хауса», но только не имеющего роскошной клиники, стопроцентно узнаваемая жизнь крупного провинциального города, роль которого сыграл Ярославль. Гениальный врач скорой Олег, но при этом много пьющий и плохо воспитанный, его жена Катя — хирург и девочка из хорошей семьи. Катя не выдерживает жизни с этим асоциальным типом и хочет развестись, но все закончится хорошо.

А на фоне этого в и без того непростую жизнь подстанции скорой помощи вторгается новый директор, «эффективный реформатор и оптимизатор» — лицемер и ловчила, живущий по принципу лишь бы не было проблем у нас — пусть умирают в больнице.

Хлебников и раньше снимал острые социальные драмы, но они не имели успеха, а вот социальная драма + кино про врачей + мелодрама зашло на ура. Немногочисленные залы, где шла «Аритмия», были переполнены зрителями, неведомо как их оказывалось больше, чем мест в зале. Все дружно смеялись, плакали и аплодировали в финале. В общем, и тут, как оказалось, мы можем.

Разумеется, в этом году не обошлось и без стыдоб и неподобий.

Разочарование года. «Крым».

Фильм Алексея Пиманова, посвященный событиям Русской Весны удивителен тем, что рассказывает о чем угодно, кроме того, что на самом деле в Крыму происходило.

Нет ни выступлений на площади Нахимова, ни народного мэра Чалого, ни Поклонской, ни смены флагов с украинских на российские в Керчи. Нет вообще никакого ощущения того, что нам показывают историю о том, как крымчане выступили за то, чтобы вернуться в Россию.

Пиманов
А. Пиманов. Фото: www.globallookpress.com

Вместо этого на два часа размазана сопливая лавстори косорукого отставного морпеха из Севастополя и гарной майданутой дивчины, которую даже откровенная подлость её политических друзей не заставляет отвернуться от идеалов «майдана».

Фильм совершенно ложный по своей идеологии: события вокруг Крыма представляются как борьба «хороших украинцев» и «плохих украинцев», никаких русских в этом фильме просто нет, в Россию никто не хочет. «Вежливые люди», по сути, приходят лишь «поддержать» Крым, пока украинцы разбираются между собой. Чтоб не разбили. Потом, видимо, вернут назад.

Так халтура и официозная политкорректность в стилистике «Минского переговорного процесса» приводят, по сути, к измене, не объяснимой никакой глупостью.

Позор года. «Притяжение».

Позор не только Федора Бондарчука, но и зрителей, которых набежало на этот постыдный фильм почти четыре миллиона — больше чем на «Коловрата» или даже «Салют-7».

Да еще и позор министерства обороны, которое решило, что в этом кино его пиарят, и не заметило, что военных там выставили идиотами, которые сбивают НЛО огромных размеров (а когда сбивают, хотят, чтобы объект упал) прямо над Москвой.

Притяжение
Фото: www.globallookpress.com

Единственный вывод, который сделает молодой зритель — причем не сам, его открытым текстом проговаривает героиня, — это то, что ПВО и защита родного воздушного пространства — зло. Надо быть всем открытым. Прилетайте, ракеточки дорогие.

Фильм посвящен традиционной у Бондарчука темы, не подведшей его даже в «Сталинграде», — «в постели с врагом». Русская девушка влюблена в того или иного чужака и отчаянно хочет, чтобы он её забрал либо в Германию, либо на Альфа-Центавру. «Они лучше нас!» — орет самопровозглашенная Джульетта. «Центавриан бой, уеду с тобой». Впрочем, ничего нового тут нет, поскольку тема перевербовки русской женщины «на секс» — лейтмотив множества западных шпионских романов, начиная от «Из России с любовью» или «Шпион выйди вон».

Русские мужчины омерзительны, а вот русские красотки хороши, они обязательно должны влюбляться в джеймсбондов и продавать им свою родину.

Зато те, кто следует принципу «Земля — землянам» с прозрачной отсылкой к «Россия для русских», — все до одного выставлены Бондарчуком как гопники, моральные уроды, кровавые и подлые садисты — в общем-то гоблины и нелюди.

Если вспомнить, что, по словам режиссера, на фильм он был вдохновлен событиями 2013 года в Бирюлево, которые начались с того, что азербайджанец убил русского парня у подъезда, то получается, что Бондарчук со всей дури встает на сторону убийц. Впрочем, вписавшись до того за достопочтенные американские бомбардировщики и самолеты-разведчики. Так что это, наверное, не так уж и страшно.

Провал года. «Матильда».

Весь год либералы, красноватые и всевозможные «безбожники у станка» рассказывали нам о том как депутат Поклонская и «православаные фанатики» мешают выходу на экраны шедевра, в котором рассказана будет вся правда про Николая II и Матильду Кшесинскую. Весь год мы терпеливо объясняли им: «Не ешь каку!»

Приводились документальные данные о том, что слухи о романе наследника с балериной были изрядно преувеличены, а продлевать этот роман за порог помолвки с принцессой Алисой и вовсе — клевета и гнусность. Предъявлялись бесчисленные свидетельства горячей нежной любви между государем Николаем Александровичем и Александрой Федоровной, выставленной в фильме просто-таки ведьмой. Между тем как их отношения — это подлинная трогательная и  возвышенная история настоящей любви. Публика ничего этого не хотела слушать и требовала накормить её «Матильдой».

Матильда
Фото: www.globallookpress.com

И вот «Матильда» под колоссальным давлением и с шумным пиаром министров, депутатов, высоких чиновников вышла на экраны. Зрители сунули в рот и в ужасе и удивлении сморщились: «Кака!». Однако совести признать, что мы обо всем этом предупреждали заранее, констатировать, что Поклонская была права, хватило не многим.

Раздувание антимонархической истерии закончилось громким позорным пшиком.

Впрочем, нет худа без добра. Благодаря этим прениям, широкая публика за этот год узнала немало подлинных фактов о Государе и его святой семье, у части общества монархические настроения серьезно укрепились, а уровень исторической сознательности возрос.

В целом итоги этого киногода довольно оптимистичны. Наше кино выходит из долгого коматозного состояния. Появляются оригинальные проекты, растет качество исполнения, растет доля фильмов, где присутствует национальный дух, причем не только в его ностальгически-советском варианте. Наш зритель стал охотней ходить на отечественные фильмы и постепенно становится всё более разборчив.

Продлится ли эта тенденция в следующем году? Может, и да, но на горизонте много тревожного. Судя по списку обещанных фильмов, нас ожидает целый залп антихристианской неоязыческой пропаганды: «Язычники», «Велеслав», «Скиф», «Ведьма». Намечается просто шабаш.

Сумеем ли отбиться? Но Бог милостив.

Холмогоров Егор