Церковная жизнь тесно связана с проходящими в стране общественно-политическими процессами, но исходит из собственной повестки дня

Подведение итогов, сведение дебета с кредитом и тому подобные предновогодние упражнения свойственны многим: от чиновников и бухгалтеров до практичных домохозяек. Ну и, разумеется, журналистов. Конечно, рассуждая на темы гуманитарные, нельзя «свести баланс» в 1С, увидеть сухие цифры в графе «ИТОГО». Тем не менее, осознавая условность любых рейтингов, выделить и ранжировать ключевые события церковного года вполне возможно.

Отец Андрей Ткачёв: Итоги уходящего 2017 года

В православной среде бытует мнение, что особое отношение к числам и цифрам свойственно исключительно язычникам или каббалистам. Это не так. Конечно, вульгарно-кощунственные присказки в духе «Бог любит Троицу» — глупость и непонимание основ христианства. Как и обожествление или, напротив, демонизация самих цифр и чисел. Однако в Православии всегда выделяли числовые значения, так или иначе связанные с событиями и символами церковной истории. Одним из ключевых среди таких чисел является «7». А потому, уйдя от стандартов TOP-5 и TOP-10, предлагаю именно «семёрку» главных церковных событий уходящего 2017 года.

  1. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.

С главным событием вопросов нет. Это, конечно же, прошедшие в конце ноября — начале декабря заседания высшего органа церковного управления, созываемого не реже, чем раз в четыре года.

собор
Фото: творческое объединение Парсуна/patriarchia.ru

Постановления Архиерейского Собора важны как для текущей повестки внутрицерковной жизни, так и для решения ключевых церковно-общественных и церковно-государственных вопросов.

В числе принятых прошедшим Собором постановлений — «О канонических аспектах церковного брака» — документ, регламентирующий важнейшие вопросы церковного (венчанного) брака.

Очень важным было и обсуждение «украинской тематики». Начиная с подтверждения особого статуса канонической Украинской Православной Церкви, полностью самоуправляемой во всех своих внутренних делах, но остающейся неотъемлемой частью Церкви Русской, и заканчивая постановлением создать комиссию Московского Патриархата по переговорам с украинскими раскольниками. Последнее решение стало ответом на письмо главы так называемого Киевского патриархата, которое на страницах «Царьграда» получило наименование «Лжепокаяние Лжефиларета».

Важнейшей частью прошедшего Собора также стало обсуждение (без вынесения каких-либо решений) хода работ по идентификации «екатеринбургских останков», согласно версии следствия, принадлежащих последней Царской семье и их приближённым. Речи о том, чтобы признать эти останки святыми мощами, не велось, но в год 100-летия крушения русской монархии и накануне 100-летия убиения святых царственных страстотерпцев эта тема становится особенно актуальной (неслучайно версия о ритуальном характере этого убийства столь взбудоражила СМИ).

  1. 100-летие восстановления Патриаршества и начала антицерковных гонений

Прошедший Архиерейский Собор был приурочен к 100-летию возрождения в Русской Церкви Патриаршества, крайне важного на фоне разворачивающейся революционной катастрофы.

встреча с Путиным
Фото: священник Игорь Палкин/patriarchia.ru

Одним из основных мероприятий, приуроченных к этому юбилейному событию, стало прибытие в Россию глав большинства Поместных Православных Церквей мира, а также встреча с ними Главы Государства Российского Владимира Путина.

Но вместе с этим радостным юбилеем в уходящем году мы также отметили и 100-летие начала антицерковных гонений. Милостью Божией, эта трагическая эпоха не затронула большинство из нас, но это не значит, что мы имеем право на индифферентное отношение к этой трагедии, чьи уроки и сегодня важны для каждого из нас.

Подытоживая эту чёрную дату, в декабре в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете был открыт уникальный «Музей памяти новомучеников и исповедников Российских».

  1. Премьера кощунственного фильма «Матильда» и протесты против его показа

Вне всяких сомнений, это — «антисобытие» года.

«Царьград» одним из первых православных СМИ под лозунгом «Stop Matilda!» выступил с разгромной критикой фильма «Матильда» режиссёра по фамилии Учитель как изощрённой провокации и информационной диверсии против Русской Церкви, церковно-государственного сотрудничества и нашей исторической памяти.

стопматильда
Фото: www.globallookpress.com

В своих телепрограммах и текстах мы последовательно доказывали, что экстремистские вбросы от имени православных — часть антицерковной войны, не имеющей никакого отношения к самой Церкви. И вместе с тем информационно поддерживали находящихся в правовом поле православных активистов в их борьбе против показа фильма, порочащего память святых царственных страстотерпцев.

К сожалению, вопреки многотысячным протестам верующих, а также твёрдой позиции Русской Церкви, в том числе высказанной Святейшим Патриархом Кириллом, премьера «Матильды» состоялась. Однако сама реакция православных на этот кощунственный фильм уже показательна как публичная демонстрация нашей стойкости в отстаивании правды. Тот факт, что поделка Учителя провалилась в прокате, а самому режиссёру предстоит ответить за расходование бюджетных средств, доказывает нашу правоту. И тем не менее православным стоит сделать «работу над ошибками», научившись лучше сплачиваться перед лицом внешних вызовов, каковых будет еще немало.

  1. Принесение в Россию мощей Святителя Николая Чудотворца

Завершающийся 2017 год без преувеличения стал для России «Годом Святителя Николая».

мощи
Фото: www.globallookpress.com

Принесение мощей этого великого чудотворца из Италии в Россию стало зримым явлением единства православных христиан нашей страны вне зависимости от чинов и званий. Так, одним из первых мощам святителя поклонился Глава Государства Российского Владимир Путин.

В итоге с 22 мая по 28 июля в московском Храме Христа Спасителя и петербургской Александро-Невской лавре честным мощам святителя Николая поклонилось без малого три миллиона верующих. За всю церковную историю не было столь массового поклонения православной святыне, а потому сравнение этого грандиозного события со светской акцией «Бессмертный полк» и наименование паломников, поклонившихся святому, «Армией Святителя Николая» вполне правомерны.

  1. Вопрос возвращения Исаакиевского собора Русской Православной Церкви

Вопрос, в котором точка пока не поставлена, но фактически решённый: церкви должны принадлежать Церкви.

Исаакиевский собор
Фото: www.globallookpress.com

И знаменитый санкт-петербургский Исаакиевский собор, главный символ нашей Имперской столицы, здесь не исключение. В этой теме показателен лишь один её аспект — либерально-коммунистическая смычка новоявленных «воинствующих безбожников», противников возвращения православного храма верующим. Согласно последним данным, губернатор Санкт-Петербурга Григорий Полтавченко подтвердил, что собор будет передан Русской Православной Церкви. Нам же, православным христианам, остаётся ждать и молиться. И, как в случае с «Матильдой», быть готовыми продемонстрировать своё единство.

  1. Контакты Владимира Путина со старообрядцами

Состоявшиеся в течение 2017 года встречи Главы Государства Российского Владимира Путина с главой крупнейшего старообрядческого согласия (Русской Православной старообрядческой Церкви) митрополитом Корнилием (Титовым) не имеют непосредственного отношения к жизни Русской Православной Церкви, но они крайне важны в деле возрождения русского национального единства.

Путин и Корнелий
Фото: kremlin.ru

В мае владыка Корнилий в эксклюзивном интервью Телеканалу «Царьград» подробно рассказал о посещении президентом старообрядческого духовного центра в московской Рогожской слободе. И её плоды налицо: старообрядцы Русского Зарубежья начали возвращаться в Россию.

О воссоединении Русской Православной и Русской Православной старообрядческой Церквей речь пока не идёт. Но подобные встречи должны помочь начать содержательный и взаимоуважительный диалог.

К слову, именно Владимир Путин помог наладить диалог между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью, в 2007 году увенчавшийся их воссоединением. Разделение со старообрядцами — более сложное и застарелое, но в условиях, когда России и Православию брошен вызов значительной части современного мира, русским людям необходимо искать пути к сближению. И это прекрасно понимают и Владимир Путин, и Патриарх Кирилл, и митрополит Корнилий.

  1. Уход архимандритов Кирилла (Павлова) и Наума (Байбородина)

Завершающийся год принёс немало потерь. Две из них одновременно печальны и светлы: в 2017-м отошли к Господу два великих русских старца:

20 февраля ушёл в жизнь вечную духовник трёх Патриархов архимандрит Кирилл (Павлов), а 13 октября  духовник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Наум (Байбородин).

Тысячи духовных чад этих пастырей уверены, что обрели в их лице новых Небесных заступников.

***

И именно на этом хотелось бы остановиться. Ничто другое так, как память смертная, не помогает нам, православным христианам, осознать относительность любых дат и чисел, да и самой категории времени.

Как говорил Святитель Григорий Богослов:

У меня дух замирает, когда я представляю себе то нескончаемое будущее, которое лежит предо мной.

С наступающим Новым годом и Рождеством Христовым! Храни Господь!

Тюренков Михаил