Европейский союз отреагировал на отказ Центризбиркома России зарегистрировать Алексея Навального кандидатом в президенты на предстоящих выборах. Предсказуемо – негативно.

«Решение Центральной избирательной комиссии России о том, что российский оппозиционный политик Алексей Навальный не может участвовать в национальных президентских выборах 2018 года, вызывает серьезные сомнения в политическом плюрализме в России и перспективах демократических выборов в следующем году» — говорится в обнародованном сегодня заявлении представителя внешнеполитической службы ЕС Майи Косьянчич.

Также в документе отмечается, что в 2013 году Европейский суд по правам человека признал нарушение прав Навального на справедливое судебное разбирательство в России. Обвинения в отношении оппозиционера по делу «Кировлеса» в Брюсселе называют политически мотивированными. В ЕС полагают, что такого рода обвинения не должны использоваться для отстранения от участия в политической деятельности.

Майя Косьянчич

Вчера Центризбирком отказался зарегистрировать Навального в качестве кандидата в президенты на предстоящих в марте выборах. Выступая перед членами комиссии, Навальный заявил, что отказ в регистрации противоречит Конституции России, и что он доказал незаконность приговора по делу «Кировлеса» в Европейском суде по правам человека. На что глава комиссии Элла Памфилова ответила, что решать вопрос о том, является ли приговор незаконным, не входит в компетенцию ЦИК. Навальный парировал, что ЦИК имеет право самостоятельно решать вопрос о допуске или недопуске кандидатов.

Краткая расшифровка диалога Навального и Эллы Памфиловой.

Алексей Навальный: Не люблю Центральную избирательную комиссию. Предполагаю, что вы тоже меня не очень любите. Но странная вещь происходит – я постоянно делаю вашу работу. Я второй раз в жизни выступаю на заседании ЦИК и все говорю об одном – как же, ребята, сделать так, чтобы больше людей пришло на выборы, чтобы сделать так, чтобы граждане России, которые за последние 18 лет совсем перестали верить в то, что выборы на что-то влияют, все-таки поверили в это и шли на избирательные участки для того, чтобы сделать какой-то осознанный выбор и повлиять на то, что происходит в стране. И удивительная вещь, что вот я вас к этому призываю, призываю, а вы все время говорите – нет! И в прошлый раз я здесь выступал в поддержку списков оппозиционной партии, которые шли-то всего по регионам – в Новосибирске, в Калуге, в Магадане, как сейчас помню!

Элла Памфилова: Алексей Анатольевич, это когда было?

Алексей Навальный: Это было при вашем предшественнике. Но суть комиссии, вы знаете, Элла Александровна, совершенно не изменилась. Я смотрю на вас – то же самое! С одной стороны, удивительный праздник жизни – какие-то приходят прекрасные уважаемые люди. Они имеют полное право участвовать в выборах, но мы не видим никакой их политической активности. У вас тут все так классно, вы друг друга с Новым годом поздравляете, желаете друг другу успехов, так радуетесь – как все здорово происходит! С другой стороны, как я сюда ни приду, почему-то не получается у нас.

Алексей Навальный

Элла Памфилова: Мы вас видим первый раз!

Алексей Навальный: Спасибо большое, только не перебивайте, хорошо? Вы меня увидели в первый раз? Я рад, но ваши коллеги видят меня не в первый раз. Я все-таки пришел не к вам в гости, а я пришел в некую институцию. И эта институция и при господине Чурове, и при госпоже Памфиловой работает одинаково. Она плетет какие-то юридические кружева. У вас здесь стояли демонстрации по сто тысяч человек. И эти люди, собравшиеся на демонстрации, заявляли о том, что власть, президент вместе с ЦИК, сфальсифицировали выборы, обманули миллионы людей, украли миллионы голосов… Вы изменили какие-то формальные вещи, но продолжаете делать то же самое! Вы всем этим людям продолжаете говорить: «Вы не допущены до выборов. Мы вас не пустим никогда и никуда, потому что вы нарушаете наш маленький уютный мир, в котором есть мы».

[В Конституции РФ] …черным по белому написано, что имеют право баллотироваться дееспособные и не находящиеся в местах лишения свободы. ЦИК, конечно, печальное место, но не настолько печальное, чтобы считать ее местом лишения свободы. Поэтому я имею право идти на эти выборы… Я сообщаю, что мои приговоры были проверены, и я доказал в Европейском суде, что эти приговоры были сфальсифицированы. И есть прямые решения об этом. Мало того, уважаемые друзья, я хочу вам отметить, чтобы вы, пожалуйста, не имели права больше даже произносить слова «международная конвенция» или «Европейский суд», потому что было специальное решение о проверке того, каким образом РФ выполняет решения «Навальный против России». И было специальное решение, юридически записанное, которое должно приниматься Россией, о том, что государство РФ не выполнило решение Европейского суда. И там отдельно прописано, что Алексей Навальный должен быть допущен до выборов. Потому что всем совершенно очевидно, и не нужно делать вид, что вы этого не понимаете, что эти дела были сфабрикованы для того, чтобы меня на выборы не пустить. В этом и заключается вся эта конструкция. И всем это совершенно очевидно!

Вы вынесите решение против тех 16 тысяч человек, которые вчера выдвинули меня, против тех 200 тысяч волонтеров, которые год работают в избирательной кампании, и против тех миллионов людей, которые требуют, обращаются к вам в течение года и говорят простую вещь: «Мы требуем допуска Навального на выборы!» И дело не в Навальном, а дело в том, что нужен кандидат, который наконец-то придет на выборы и скажет прямым текстом все, что происходит у нас сейчас в стране, опишет нашу действительность – отсутствие перспектив, нищету и так далее – прямым текстом! Я это сделал. И именно поэтому вы не хотите пускать меня на выборы. Завершая, я хочу еще раз вам сказать. Вы же не роботы! Вроде бы, я смотрю, вполне живые люди. Можно потрогать каждого – розовые, упитанные. Вы – самостоятельный орган! Я понимаю все, что происходит в голове, понимаю сложность вашей ситуации. Но, наверное, один раз в жизни можно же совершить какой-то нормальный поступок, даже не геройский! Никто же не стоит у вас с пистолетом у виска. Простую вещь, основанную на законе, можно сделать не для меня, а для того чтобы выполнить свою функцию в избирательной комиссии. Вы свою жизнь тратите на эти выборы, и получается, что вы жизнь свою тратите на то, чтобы не пускать кого-то не выборы! Можно сделать один раз в жизни правильную вещь. Сделайте ее!

Элла Памфилова

Элла Памфилова: Алексей Анатольевич, можно вам вопрос задать? Хочу вам точно сказать, что мы тут не печеньки, которые должны кому-то нравиться.

Алексей Навальный: Я предполагаю, что вы чиновники и слуги народа! И вы должны работать на людей.

Однако пламенная речь оппозиционера не произвела впечатления на членов ЦИК. Навальному было отказано в регистрации.

После этого он призвал своих сторонников бойкотировать президентские выборы. Все его избирательные штабы, по его словам, теперь становятся штабами «забастовки избирателей», а сотрудники штабов займутся агитацией населения против участия в выборах президента, а в день голосования станут наблюдать за явкой на участки. Главная цель, которую преследует Навальный, по его словам, – убедить народ «не признавать результаты голосования и власть, которая будет избрана на этих выборах». По сути, речь идет о признании выборов нелегитимными. За этим вполне может последовать «майдан», который будет горячо поддержан на Западе. И сегодняшнее заявление представительницы Евросоюза прямое тому подтверждение.

Тем временем, в Кремле отреагировали на призывы оппозиционера бойкотировать выборы. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что призывы Навального следует изучить на предмет соответствия законодательству.

«Призывы к бойкоту, безусловно, подлежат весьма скрупулезному изучению на предмет соответствия или противоречия нашему законодательству», — сказал Песков.

Елена Ничук