В текущем году существенно улучшили свое состояние те олигархи, в чью сферу интересов входит горно-металлургический комплекс.

 

Несмотря на то что внешние центры силы заполучили значительную часть украинского суверенитета по итогам событий 2014 года, влияние олигархических групп на экономические и политические процессы в Украине остается весьма серьезным. Дела у большинства олигархических групп в 2017 году шли довольно неплохо: как сообщает журнал «Новое время», суммарное состояние 100 самых богатых украинцев за прошедший год увеличилось на 33% и составило $26,7 млрд.

Кстати говоря, это число примерно совпадает с суммой внешних долгов, которые Украине придется отдать в ближайшие годы. Потому представляется уместным изучение недавнего опыта Саудовской Аравии, где наследный принц Мухаммед бен Салман решил пополнить казну (а заодно укрепить собственную власть) под предлогом борьбы с коррупцией за счет местных богачей: как итог, большинство задержанных толстосумов согласились на досудебное урегулирование, выразив готовность передать государству часть своих бизнес-активов. Но вернемся к украинским реалиям.

Обращает на себя внимание тот факт, что за этот год существенно улучшили свое состояние те олигархи, в чью сферу интересов входит горно-металлургический комплекс, а именно Ринат Ахметов (+68%), Константин Жеваго (+209%), Вадим Новинский (+113%). Дело, очевидно, в существенном росте цен на железную руду и металл на мировых рынках, который наблюдался в 2017 году.

Однако взаимоотношения с властью у вышеуказанных бизнесменов складываются по-разному. Если Жеваго не принимает активного участия в политическом процессе, то Новинский является оппонентом Петра Порошенко. Год назад с Новинского была снята депутатская неприкосновенность, а в офисах принадлежащего ему «Смарт-Холдинга» силовые структуры периодически проводят обыски. В свою очередь, Ахметов стал бизнес-партнером Порошенко, обеспечивая главе государства лояльность части «Оппозиционного блока» и «Радикальной партии Олега Ляшко», тем самым заполучив возможность стать ключевым бенефициаром роста тарифов энергетических и коммунальных монополий.

Вокруг президента Украины консолидированы и аграрные олигархи. В частности, монополист на украинском рынке курятины Юрий Косюк, владелец «Мироновского хлебопродукта» (+10% за год), в 2014 году занимал должность заместителя главы Администрации президента Украины. Примечательно, что Косюк наряду с Олегом Бахматюком («UkrLandFarming») по итогам первого полугодия получили 49% всех государственных дотаций (951 млн грн, около $38 млн), предусмотренных в госбюджете-2017 для агросектора. Нельзя обойти вниманием тот факт, что в принятом госбюджете-2018 нашлись «плюшки» для агроолигархов: в частности, увеличено финансирование программы компенсаций половины стоимости строительства животноводческих комплексов – с 1,6 млрд до 4 млрд грн (это на руку Косюку, который строит птицефабрику в Винницкой области), а также со следующего года будет отменен возврат НДС при экспорте производителям рапса и сои (что приведет к снижению цен на эти культуры на внутреннем рынке в интересах требующих более дешевого сырья владельцев маслоэкстракционных заводов); также продлен мораторий на продажу земли сельхозназначения. В хороших отношениях с президентом находится и владелец агрохолдинга «Нибулон» Алексей Вадатурский.

В оппозиции к президенту, помимо Новинского, находятся Сергей Тарута и Дмитрий Фирташ. Тарута обладает определенными политическими амбициями, о чем свидетельствует рост его медийной активности, создание партии «Основа» и попытки вклиниться в переговорный процесс по Донбассу, однако утрата значительной части активов ставит под вопрос возможность превращения экс-губернатора Донецкой области в самостоятельную политическую фигуру, равно как и возможность оказывать поддержку оппонентам Порошенко в ходе предстоящих избирательных кампаний.

Что касается Фирташа, то для него куда более актуальным вопросом является борьба за личную свободу. Позитивной новостью для него стало недавнее решение Высшего земельного суда в Вене, который отказал в выдаче бизнесмена Испании. Но риски, связанные с возможностью экстрадиции в США, по-прежнему в силе. Стратегия же нынешней власти в отношении Фирташа предельно понятна: постепенно прибирать к рукам его активы, но не сжигать окончательно все мосты, обеспечивая тем самым лояльность редакционной политики крупнейшего телеканала страны «Интер».

Последние события, а именно «всемирный» арест активов Игоря Коломойского решением Высокого суда Лондона (сам бизнесмен называет это решением «временным»), рискует стать точкой бифуркации в развитии политического сюжета в Украине. Хотя покамест это умозрительные размышления – несмотря на то что внутри Украины Коломойского постепенно лишают активов, бизнесмен предпочитает не переходить к горячей фазе противостояния, а договариваться в тишине высоких кабинетов. По сути, Порошенко и Коломойский находятся в одной лодке – если экс-губернатора Днепропетровской области начнут усиленно «топить», то он может «потянуть на дно» за собой очень многих сегодняшних киевских правителей. Представляется, что главное для Петра Алексеевича в данном случае – обеспечить лояльность принадлежащих Коломойскому медиа ближе к выборам, а потому стороны не будут переходить за прочерченные «красные линии». Впрочем, в ситуацию вокруг Коломойского может активно вмешаться Запад, потому делать здесь какие-либо однозначные прогнозы – дело неблагодарное.

Кстати, о Западе. Промежуточные успехи большинства украинских олигархов не должны вводить в заблуждение. Думается, что западные круги не сняли с повестки дня задачу по максимальному ограничению субъектности украинских «верхов», что не позволит последним проводить куда более национально ориентированную внешнюю политику и изменить геополитический вектор. А потому деолигархизация, начатая с подачи Запада в 2014 году, будет продолжаться.

Денис Гаевский, РИА Новости Украина