Валентин Катасонов об итогах 2017 года и о грядущем 2018 годе …

Уходящий 2017 год был очень не простым. Подспудные процессы в нашем обществе происходили. Пока переходов из количества в качество не было, но, с моей точки зрения, в следующем 2018 году такой переход количества в качество может произойти.

Формально 2018 год — это выборы Президента, будет еще одна попытка начинать жизнь с чистого листа, но если не у всей страны, то у Президента точно. Но, с другой стороны, именно после выборов в марте 2018 года могут начаться серьезные перегрузки, потому что решения многих проблем откладываются на потом. Я имею в виду решение проблем не только в позитивном, но и негативном для граждан России плане, потому что власть может готовить решение каких-то вопросов, непопулярных в народе, по части готовящихся налогов, например. Главное, что состояние неудовлетворенности в народе нарастает. Будет ли это настроение неудовлетворенности трансформироваться в конструктивную энергию, в конструктивные действия, или, может быть, это перейдет в неконтролируемые события, мне трудно сказать.

В уходящем 2017 году мы очень много времени потратили на обсуждение событий столетней давности. Тема была — уроки 1917 года. Но, с моей точки зрения, все-таки разговоры и обсуждения были достаточно поверхностными. Мне кажется, что мы не докопались до корней 1917-го года, есть угроза, что мы можем наступить на те многие грабли, на которые наступил русский народ сто с лишним лет тому назад. Такие у меня ощущения.

Я минимизировал свое участие в круглых столах, конференциях по итогам революции 1917-го года. Все равно я для себя это дело прокручивал, и, знаете, возникло очень неприятное ощущение, что мы проходим те же самые фазы, которые проходила Россия в начале 20-го века. Буквально некоторые вещи до деталей совпадают. Это, конечно, очень неприятно. При этом надо иметь в виду, что в духовном отношении народ в начале 20-го века был покрепче. Надо сказать, что мы прошли советский период с очень серьезными потерями. Я имею в виду, что формально мы православные, мы христиане, но все это номинально. Обратите внимание на такой момент, что русский народ накануне политических событий был объединен в движения, были реальные действия, я имею в виду и Союз русского народа, и другие общественные движения.

Сегодня я смотрю и вижу, что вокруг пустыня. Очень мало объединений, очень мало неформальных союзов, которые могли бы что-то делать или о чем-то договариваться. Накануне выборов Президента иногда собираются патриоты, государственники. Я никогда не участвую в этих обсуждениях, но наблюдаю за ними и вижу ситуацию, как в басне «Лебедь, рак и щука». То есть, нет объединительной идеи. Я понимаю, что они друг друга уговаривают — давайте не будем обсуждать принципиальные вопросы. Сейчас для нас главное — победа на президентских выборах, это вопрос власти. Ну да, большевики в 1917-м году делили власть с эсерами и меньшевиками. А потом что произошло? Когда власть была захвачена, большевикам уже не нужны были ни эсеры, ни меньшевики. Они вообще попали в разряд врагов народа. Не дай Бог такие союзы патриотов получат власть — они потом вдруг в друга начнут стрелять. Вот, что страшно. Все повторяется.

«Всё это было, было, было, Свершился дней круговорот», — писал Александр Блок. Такие вещи напрягают. Что надо для того, чтобы этого не было? Я думаю, надо вспоминать позитивные страницы нашей русской истории, например, смуту, начало 17-го века. Ведь мы же вышли из этой смуты. Давайте там будем искать ответы на наши вопросы.

Хотелось бы пожелать «Русской народной линии», чтобы вы действительно продолжали свою линию. Думаю, что Анатолию Дмитриевичу Степанову и коллективу редакции удается хорошо совмещать и сохранение некой принципиальной линии, и при этом давать возможность людям с разными точками зрения высказываться на сайте «Русской народной линии». Понятно, что там нет Навального, там нет каких-то демократов. Это даже хорошо, потому что я внимательно слежу за «Русской народной линией» и вижу, что даже в православно-патриотическом потоке есть достаточно серьезные расхождения, разночтения. Не будем сейчас на этом акцентировать внимание, но это, наверное, связано с нашей недостаточной воцерковленностью, с нашей недостаточной духовной консолидацией.

Мне хотелось бы пожелать, чтобы именно следующий год, 2018-й, был значимым годом в плане консолидации духовно-патриотических сил России, в том числе с опорой на возможности и усилия «Русской народной линии».

Источник: РНЛ