По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, роль Церкви в решении вопроса по обмену пленными между ДНР и ЛНР и Украиной носит, конечно, гуманитарное измерение

Утро 25 декабря в Патриаршей резиденции московского Данилова монастыря было напряжённым. В часы, когда значительная часть христианского мира уже праздновала Рождество Христово, а в более консервативной Русской Православной Церкви продолжался Рождественский пост, в святых стенах этой обители проходили переговоры. Ключевым их участником стал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, хотя сам их характер, на первый взгляд, был далёк от церковной проблематики.

Решался вопрос об обмене военнопленными между нынешними киевскими властями и Донецкой и Луганской народными республиками.

Конечно, те, кто знаком с церковной историей, не удивлены: издревле Церковь выступала миротворцем во многих межгосударственных конфликтах. Памятуя об одной из Заповедей Христа — «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9), — каждый христианин обязан поступать так, чтобы зла и насилия на Земле было меньше. А потому неслучайно в каждом православном храме за каждой Божественной литургией звучат слова молитвы «о мире всего мира <…> Господу помолимся».

святейший
Россия. Москва. 25 декабря 2017. Лидер общественного движения «Украинский выбор — право народа» Виктор Медведчук, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, глава Донецкой народной республики (ДНР) Александр Захарченко и глава Луганской народной республики (ЛНР) Леонид Пасечник (слева направо) во время пресс-подхода по итогам миротворческой встречи, на которой завершился процесс согласования условий по обмену пленными между ДНР, ЛНР и Украиной.. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Стоит признать, что в нашем предельно секулярном и прагматическом мире для большинства людей куда важнее не слова молитвы (для человека верующего являющиеся началом любого шага) или вообще слова, пусть даже самые правильные и проникновенные, а конкретные практические дела.

И потому непосредственное участие Патриарха Кирилла в переговорах между Киевом и Донбассом наглядно продемонстрировало, что в Русской Церкви прекрасно помнят и другие широко известные слова Священного Писания — изречение апостола Иакова «Вера без дел мертва есть».

Конечно, наша Церковь уже очень многое сделала для своей паствы в землях Юго-Западной Руси, ныне именуемых «Украиной», в том числе регулярным оказанием гуманитарной помощи. Но участие её Предстоятеля в решении столь серьёзного политического вопроса, как обмен пленными — первый прецедент со времени начала кровавого противостояния между русскими (и в большинстве своём считающими себя православными) людьми в этих землях. Напомним, 15 ноября 2017 года, в ходе посещения Главой Государства Российского Владимиром Путиным вместе с Патриархом Кириллом подмосковного Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря (возведённого во второй половине XVII века, в том числе и в знак воссоединения Московской и Киевской Руси), представителем украинской стороны Виктором Медведчуком была озвучена просьба о содействии в столь долгожданном обмене пленными.

К слову, Виктор Медведчук — в прошлом глава администрации украинского президента Кучмы — связан с Владимиром Путиным духовными узами: когда в 2004 году дочку Медведчука Дарью крестили в Казанском соборе Санкт-Петербурга, именно Путин стал её восприемником (крёстным отцом). В том числе и в этой связи этот украинский политик, чьи руки не запятнаны кровью мирных жителей Донбасса, стал главным проводником идеи обмена пленными: сотнями людей, волей развязавших этот кровавый конфликт, уже по нескольку лет находящихся за пределами родного дома. В тот ноябрьский день Предстоятель Русской Церкви также обратился к Главе Государства Российского. Святейший Патриарх подчеркнул:

Роль Церкви в такого рода конфликтах в первую очередь носит, конечно, гуманитарное измерение. Люди являются жертвами этого тяжёлого конфликта, который действительно приводит к страданию очень многих. Поэтому со своей стороны хотел бы тоже просить Вас поддержать эту идею и совместными усилиями, может быть, все могли бы осуществить эту замечательную акцию.

Не прошло и полутора месяцев, как вопрос был сдвинут с точки, давно уже казавшейся «мёртвой». Конечно, одним из ключевых моментов разрешения этого вопроса стали телефонные звонки Владимира Путина главам народных республик Донбасса. Разумеется, без его участия решение могло затянуться ещё надолго. Но личное участие Святейшего Патриарха Кирилла (в том числе, конечно же, и молитвенное) значительно ускорило этот процесс. В итоге именно в стенах Данилова монастыря было решено, что уже 27 декабря произойдёт обмен в формате «всех на всех». Так, киевские власти должны будут отпустить 306 человек, а Донецкая и Луганская Народные Республики — 74 пленных. Предстоятель Русской Церкви подчеркнул по итогам переговоров:

Процесс согласования был очень непростым. Церковь, я имею в виду Московский патриархат, принимала в нём участие в той мере, в какой это было необходимо. Хотел бы выразить благодарность за понимание важности того, чтобы в канун Рождества произошёл обмен пленными всех на всех. В списки не вошли все те, кто будет ещё некоторое время находиться в плену. Выражаю горячую надежду на то, что этот этап продолжит процесс обмена пленными. И там и там — наша паства. Глубоко убеждён в том, что этот конфликт никому не нужен, он ослабляет всех участников, приносит в жертву многих людей. Очень ценю конструктивное участие сторон в согласовании позиций. Выражаю надежду на то, что этот процесс станет залогом примирения.

 

встреча
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

И в этих словах Предстоятеля есть очень важный момент: «И там и там — наша паства». Действительно, абсолютное большинство людей, именующих себя «украинцами» (оговорюсь: сам не могу называть таковыми русских людей, далеко не всегда добровольно отрекшихся от своего рода и племени), являются чадами не необандеровских сект в духе так называемого Киевского патриархата, а канонической Украинской Православной Церкви, самоуправляющейся, но неотъемлемой части Церкви Русской. И именно Русская Церковь сегодня является единственным подлинным миротворцем. Что и продемонстрировал своими последними действиями её Первосвятитель — Святейший Патриарх Кирилл.

Конечно, сделанный шаг — это ещё не решение самой проблемы, но очень хочется надеяться, что он приведёт многих людей к покаянному осознанию трагедии последних лет. Того, что происходящее — не межгосударственный конфликт, а очередная русская гражданская война. И если это покаяние (по-гречески μετάνοια — «перемена ума») произойдёт, то никакие идейные потомки всевозможных петлюр, бандер и их русофобствующих банд более не смогут глумиться над наследием Святой Руси, которое сочетал воедино Сам Господь через святого равноапостольного великого князя киевского Владимира. Сие и буди, буди!

Тюренков Михаил