Продолжим тему о судьбе ветхозаветных евреев. История ветхозаветных евреев, или народа Израиля, как отмечает святитель Николай Сербский, — история того, как этот народ соблюдал или, наоборот, игнорировал нормы Декалога (десять заповедей). И как Бог, соответственно, благодетельствовал или, наоборот, наказывал евреев

То, что еврейский народ получил от Бога Декалог, — величайшая милость. Это своего рода «спасательный круг» или «помочи» (кои даются родителями младенцу) падшему человечеству. Заповеди были даны изначально евреям, но в конечном счёте предназначались всему человечеству.

Декалог — десять заповедей, которые согласно Пятикнижию, были даны Моисею самим Богом в присутствии сынов Израиля на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта (Исх. 19:10-25). В работе святителя Николая Сербского «Наука Закона» в главе Х «Синайские скрижали Закона» даётся описание этого события:

А когда Господь давал эти заповеди людям, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане… Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошёл на неё в огне; и восходил от неё дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась (Исх. 19:16, 18). Значит, громы и молнии, тучи и рев труб, огонь и дым, землетрясение и страх — всё это сопровождало единого Законодателя, когда Он объявлял Свои постановления людям, разумным творениям Своим. И всё то, что при этом происходило якобы по законам природы, было поставлено на службу нравственного закона в тот торжественный миг, когда Всевышний объявлял заповеди народу избранному, чтобы подчеркнуть величие Великого и показать возвышенность Его нравственного закона, закона единственного, господствующего над любыми действиями вселенной и её физическими проявлениями.

Итак, святитель отмечает, что указанный закон Декалога выше всех иных законов, которые люди либо сами создавали (юридические законы), либо открывали (естественные законы или законы природы). В своих предыдущих статьях я уже раскрыл отношение святителя Николая Сербского к юридическим законам и законам научным или законам природы. Свои взгляды по данному вопросу святитель подробно раскрыл в работе «Слово о законе» (другие названия — «Наука закона», «Номология»).

Юридические законы могут развивать и углублять положения Декалога, а могут идти вразрез с ними (в наше, постхристианское, время мы становимся свидетелями второго).

декалог
Фото: www.globallookpress.com

Истинность законов природы вообще под большим вопросом. Во-первых, какие-то повторяющиеся взаимосвязи в природе могут действовать до поры до времени. При необходимости Бог как творец природы может вносить коррективы в эти взаимосвязи или даже отменять их. И это понятно, поскольку для Бога природа — инструмент, которым Он пользуется для управления человеком и обществом.  Во-вторых, само название «закон природы» применительно к явлениям и процессам окружающего нас мира — неуместно. Природа не создаёт «законов», она также и не исполняет их. Законы создает Бог, и адресует их человеку. Природа — не более чем посредник в отношениях Бога и человека.

Десять заповедей содержатся в Пятикнижии в двух достаточно идентичных версиях (см. Исх. 20:2-17; Втор. 5:6-21). Этот Декалог иногда называют Этическим.

В Ветхом Завете имеется ещё один свод, состоящий из десяти норм. Он содержится в главе 34 книги Исход. Он существенно отличается от десяти заповедей, о которых мы сказали выше. Это Декалог, который получил условное название Ритуального, или Культового[1].

Вот что мы читаем по поводу Культового Декалога в Еврейской электронной энциклопедии: В библейский рассказ о вторичном начертании скрижалей включен текст десяти сугубо культовых предписаний (Исх. 34:10–27), тоже названных заветом.

Сторонники школы Ю. Вельхаузена определяют их как «культовый Декалог» (в отличие от Десяти заповедей — «этического Декалога») и считают более ранними, полагая, что культовые установления предшествовали этическим. Основываясь на этом и на доводах историко-религиозного и историко-культурного характера, некоторые последователи Вельхаузена полагали, что текст Десяти заповедей в книге Исход был составлен в IX в. до н. э., а текст Второзакония, в котором ярче выступает этический элемент (особенно — в заповеди о субботнем отдыхе), — в 7 в. до н. э.»[2].

Дальнейший наш разговор — о первом Декалоге (Этическом). Именно он находится в центре внимания святителя Николая Сербского.

декалог
Фото: www.globallookpress.com

Десять заповедей — Закон Божий для ветхозаветных евреев. Выражаясь современным языком, — Конституция Древнего Израиля. Кстати, в современном Израиле до сих пор нет формальной конституции, хотя ещё в момент создания нынешнего государства Израиль было принято решение о её разработке и принятии (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года). Против принятия конституции выступает ортодоксальная часть израильского общества, которая полагает, что у Израиля уже есть такая конституция. Одни ортодоксы называют Тору (Пятикнижие Моисеево), другие (их большинство) — Талмуд. Талмуд (в переводе с иврита — «обучение») — многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма. Среди древних еврейских мудрецов бытовало представление, что, кроме записанной Торы (Пятикнижия Моисеева), ещё были наставления Бога еврейскому народу, которые не были записаны, а передавались в устной форме из поколения в поколение.

Со временем, когда возникла опасность, что устное учение будет забыто, мудрецы приняли решение записать его в виде Мишны. Затем среди мудрецов разгорелись горячие споры вокруг Мишны, содержание этих дискуссий легло в основу Гемары. Свод Мишны и Гемары и образовал Талмуд[3]. То, что иногда в литературе называется «конституцией государства Израиля», — лишь свод наиболее важных законов, но не Основной закон государства в классическом понимании.

Но вернёмся к Декалогу. Заповеди были начертаны на двух каменных скрижалях. Когда Моисей после сорокадневного пребывания на горе спустился со скрижалями в руках и увидел, что народ, забыв о Боге, пляшет вокруг Золотого тельца, то пришёл в такой страшный гнев от этой вакханалии, что разбил о скалу скрижали с заповедями Бога.

После последовавшего раскаяния всего народа Бог велел Моисею сделать две новые каменные скрижали и принести Ему для повторного написания Десяти заповедей:

В то время сказал мне Господь: вытеши себе две скрижали каменные, подобные первым, и взойди ко Мне на гору, и сделай себе деревянный ковчег; и Я напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и положи их в ковчег. И сделал я ковчег из дерева ситтим, и вытесал две каменные скрижали, как прежние, и пошел на гору; и две сии скрижали [были] в руках моих. И написал Он на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне. И обратился я, и сошел с горы, и положил скрижали в ковчег, который я сделал, чтоб они там были, как повелел мне Господь (Втор. 10:1-5)

декалог
Фото: jorisvo / Shutterstock.com

Большинство библейских историков полагают, что вариант, содержащийся в 20-й главе книги Исход, был на первых, разбитых скрижалях, а вариант Второзакония — на вторых[4]. Скрижали завета хранились в Ковчеге Завета, который позднее был установлен царём Соломоном в построенном им Иерусалимском храме (I Царств 8:9). Перед началом осады Иерусалима римлянами в 70 году по Р. Х. Ковчег Завета со скрижалями таинственно исчез (по одной из версий, его спрятал царь Иосия в тайнике). До сих пор Ковчег и скрижали не найдены.   

Как отмечает святитель Николай Сербский, на первой скрижали были начертаны первые четыре заповеди, определяющие нормы отношений человека к Богу; на второй — остальные шесть заповедей, касающиеся отношений людей между собой[5].

Отдельные заповеди в разных вариантах воспроизводятся в Ветхом Завете. Особенно в книге Исход (Исх. 34:14-26), где часть заповедей воспроизведена в форме комментария, вложенного в уста Бога. Святитель Николай Сербский в «Науке закона» в главе 17 «Нравственный закон и так называемые социальные законы» даёт более широкий перечень заповедей, многие из которых лишь конкретизируют и уточняют основные заповеди Декалога. На основе книг «Исход» и «Левит» святитель составил следующий список заповедей (некоторые формулировки он даёт в изложении, а некоторые цитирует буквально):

«Не кради, не лги и не обманывай ближнего.

Не лжесвидетельствуй и не клянись именем Моим.

Не обсчитывай ближнего и не обирай его.

Плата поденщику да не заночует в твоем доме.

Не брани глухого и не бросай камни под ноги слепому, чтобы тот споткнулся, — бойся Бога.

Не верши неправедный суд, не иди на поводу у богатого во вред бедняку.

Не нападай первым и не восставай против родственников.

Не питай ненависти к брату в сердце своём, будь нетерпим к грехам ближнего своего, обличи его. Не будь мстительным. Почитай седины.

Пусть ваши меры (длины, веса, объёма) будут точны. Убирая урожай с земли своей, не жни начисто, не подбирай остатки плодов, но оставь толику нищему.

Не обманывай пришельца из чужого края.

Не заставляй плакать ни вдов, ни сирот. Если обидишь их, и они станут молить Меня о помощи, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами (Исх. 22:23–24).

Давая взаймы бедняку, не бери с него процента.

Беря в долг, возврати его.

Не поноси судью, не говори плохо о старейшинах народа своего.

Пожертвуй Мне часть от годового урожая и от скотины своей.

Не молись вместе с язычниками идолам их.

Не следуй за большинством на зло, на суде не вторь голосам большинства, чтобы не исказить истины.

Шесть лет засевай землю свою и собирай урожай, а на седьмой год оставь её — пусть питаются нищие.

Если найдёшь заплутавшего вола врага своего, отведи вола к нему.

Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих (Исх. 23:8).

Протяни руку брату своему, невольнику и нищему».

——————————————————————————————

[1] Вот, например, формулировки последних трех заповедей Ритуального Декалога: 8. Не изливай крови жертвы Моей на квасное, и жертва праздника Пасхи не должна переночевать до утра. 9. Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего. 10. Не вари козлёнка в молоке матери его.

[2] «Десять заповедей«.

[3] Наброски Талмуда начали появляться ещё до Р. Х. Однако, согласно еврейским источникам, создание Талмуда началось во II-III вв. по Р. Х. и растянулось на восемь веков. Имеются две основные версии Талмуда: Вавилонская и Иерусалимская. В Талмуде разработана система иудейского права, состоящая из 613 правил поведения, из них 248 —позитивные нормы (то, что предписывается делать) и 365 негативные (запреты).

[4] Второзаконие — последняя книга Пятикнижия Моисеева (Торы). Большинство библеистов полагают, что название этой книги обусловлено тем, что в ней повторяются основные положения Декалога, изложенные в Книге Исход. Но, может быть, название этой книги можно объяснить тем, что в ней дается вторая «редакция» Декалога — текст, высеченный на вторых скрижалях?

[5] Некоторые авторы полагают, что на каждой из скрижалей содержался идентичный текст, включающий все десять заповедей. Мол, это соответствовало нормам права. Две стороны заключают договор, и у каждой стороны остаётся свой идентичный экземпляр (Margaliot, Meshulam. «What was Written on the Two Tablets?». // Bar-Ilan University, July 2004). Но эта версия не выдерживает критики, так как «документ» находился полностью лишь у одной стороны — еврейского народа.