В Совбезе наработали «базовый» проект закона о национальной безопасности. Суть документа пока не раскрывают, но она может быть как основой для получения дополнительной помощи от стран НАТО, так и попыткой перераздела рынка вооружений в Украине.

Кризис Ющенко и коррупция Порошенко

О разработке документа сообщил замсекретаря СНБО Александр Литвиненко: по его словам, документ могут принять уже в 2018 году. До сих пор «рамочным» (целеполагающим) документом в оборонной сфере была Стратегия нацбезопасности. Прошлая была принята в феврале 2007 года, тогда она называлась «Украина в меняющемся мире» и во многом отражала тогдашнюю угрозу — экономический кризис. Хоть она и имела пассаж об опасности пересмотра национальных границ «вне норм международного права», посвящена была все-таки внутренним вызовам.

Эта стратегия была признана не отвечающей реалиям и отменена указом Петра Порошенко в мае 2015 года — вместо нее появился документ, который предусматривал уже иные цели: восстановление территориальной целостности и создание эффективного сектора госбезопасности, углубление сотрудничества со странами-членами НАТО и ЕС, достижение полной независимости от РФ в вопросах производства вооружений и военной техники. Также целями признавались интеграция в ЕС и НАТО, на вопросах экономики акцента не было, а среди главных угроз нацбезопасности признавалась агрессивная политика РФ, общая неэффективность систем безопасности, коррупция, неэффективная система госуправления и экономический кризис.

«Затем, в январе 2016 года, была принята Концепция безопасности — такой документ пишут на основе изысканий Института стратегических исследований, который определяет внешние угрозы и вызовы. А уже потом на его основе пишут Военную доктрину (последнюю «обновляли» в 2015 году. — Авт.), — пояснил «Вестям» военный эксперт Олег Жданов. — Что нового изменилось в вызовах Украине за последние два года — вопрос риторический. Поэтому особого смысла в написании такого документа сейчас нет».

Иная точка зрения у экс-замглавы Генштаба ВСУ Игоря Романенко: «Принятие предыдущих документов — это очень хорошо, они стали юридической основой для решения стратегических вопросов. Но на войне год идет за три, и сейчас стоят новые вопросы: для страны сейчас нужно законодательно прописать перспективу в безопасности и восстановлении суверенитета».

«Перераздел рынка оружия»

Впрочем, Романенко также не исключает, что новый проект будет «пустышкой» — законодательные инициативы СНБО, попадая в Верховную Раду, часто правятся до неузнаваемости. «Тут доминируют, скорее, не политические, а экономические мотивы — эти проекты-»галочки», которые нужно ставить для получения помощи от западных партнеров, в частности НАТО, — пояснил «Вестям» политолог Руслан Бортник. — Наш истеблишмент давно усвоил, что, чем больше «дорожных карт» нарисуешь, тем больше средств под них можно получить».

Однако в случае с НАТО у Украины давно наработан свой, отдельный, документ — Стратегический оборонный бюллетень (его писали спецы из Альянса в соавторстве с украинскими военными, и он прописывает этапы установления совместимости нашей армии с войсками НАТО). «Но Альянс потребовал восстановить вертикаль управления ВСУ, переподчинив начальника Генштаба от президента обратно министру — ведь Степан Полторак сегодня фактически свадебный генерал, у Виктора Муженко есть даже право хоздеятельности — ему, видите ли, министр мешает заключать договоры, продавать или покупать оружие, — объяснил Жданов. — При этом Муженко клянется в верности президенту и хранит подписанный бюллетень у себя в столе с мая 2016 года — и из-за этой коллизии процесс остановился».

Следовательно, проект имеет чисто внутриукраинские цели. «Важно понимать, что СНБО связан с ключевым блоком в коалиции, зарабатывающим на военно-промышленном комплексе — речь о лоббистских группах Турчинова — Пашинского, а также части группы Парубия, — сообщил «Вестям» нардеп Сергей Каплин со ссылкой на одного из замов Турчинова. — Им нужно отрегулировать некоторые взаимоотношения новым законом в части контроля над «Укроборонпромом»: куда пойдет госзаказ, что будет производиться/покупаться в секретном режиме. В рамках этого документа хотят провести большой передел рынка вооружений, порядка торговли, оборота — это будут новые процессуальные процедуры и новая вертикаль».

Тарас Козуб, «Вести», Украина