Последние события на Ближнем Востоке окончательно закрепили за Россией статус третейского судьи, который находится над схваткой в каждом из конфликтов противоречивого региона. Успех операции в Сирии и колоссальный рост влияния Владимира Путина на политику Ближнего Востока закрепили за Москвой право быть модератором большинства процессов

Стальной треугольник

Ось Москва — Анкара — Тегеран стала гарантом стабильности в регионе. Успех сирийской операции доказал жизнеспособность этого инструмента. Прагматичный подход Москвы к решению дипломатических и геополитических задач позволил сформировать союз стран, которые с трудом можно назвать родственными и дружными. Ни этнически, ни религиозно, ни исторически Турция и Иран никогда не были близки друг другу. Однако общность интересов в регионе обеспечила относительную стабильность данного блока на ближайшее время. Главная его особенность — отсутствие идеологической составляющей. Москва, Тегеран и Анкара объединились, потому что это отвечает национальным интересам каждой из стран. Такой подход можно смело отнести к реалистской школе международных отношений, ярким представителем которой сегодня является Владимир Путин.

Иерусалимский вопрос

Иерусалим считается священным городом для иудаизма, христианства и ислама, и любая эскалация может привести к вовлечению в конфликт десятков стран. Фото: DPA/TASS

Признание Дональдом Трампом Иерусалима в качестве столицы Израиля станет серьёзной проверкой для России, Турции и Ирана. Данное решение может спровоцировать беспорядки и даже боестолкновения как в Израиле, так и за его пределами, что в итоге может привести к новому витку нестабильности в регионе. Визит Владимира Путина в Турцию накануне проведения саммита Организации исламского сотрудничества в Стамбуле указывает на то, что лидеры решили сверить часы по данному вопросу. Вполне возможно, что в ближайшее время президент России в той или иной форме обсудит этот вопрос и с иранским лидером.

Египетский ход Путина

Одновременно с посещением Анкары Владимир Путин совершил и визит в Каир. В условиях, когда США стремительно теряют позиции на Ближнем Востоке, региональные страны вынуждены искать поддержки у других крупных держав, в первую очередь у России. На фоне того, что палестинское движение ХАМАС объявило очередную интифаду, Египет вынужден обезопасить свою территорию. Во время Шестидневной войны 1967 года Израиль полностью захватил Синайский полуостров. В данный момент на этой территории находится множество бандформирований, связанных с ИГИЛ и другими экстремистами. В условиях в целом нервозной обстановки любая провокация может привести к повторению сценария 1967 года. В связи с этим налаженный военно-политический диалог с Москвой может во многом обезопасить Каир от излишних претензий Тель-Авива на свою территорию.

Важно понимать, что Ближнему Востоку жизненно необходимо мощное государство, не вовлечённое ни в одно принципиальное противостояние в регионе. Россия занимает нейтралитет как в арабо-израильском конфликте, так и в противоречиях между суннитами и шиитами. В условиях, когда США больше не в состоянии быть куратором и координатором на Ближнем Востоке, Россия, по сути, является безальтернативной заменой.