Знаменитый Спасо-Андроников монастырь может быть возвращен Русской Православной Церкви, и вместе с тем можно сохранить уникальную экспозицию Музея древнерусской культуры и искусства преподобного Андрея Рублева

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева отметил свое 70-летие открытием обновленной экспозиции. Редкие писаные и меднолитые иконы, фрески и деревянные скульптуры – эта уникальная коллекция десятилетиями собиралась, изучалась, а главное – бережно сохранялась в этих святых стенах.

Нет, я не оговорился, все эти годы Музей Рублева находится в стенах знаменитого Спасо-Андроникова монастыря, древнейшей из сохранившихся обителей Москвы и одной из немногих православных святынь такого масштаба, до сих пор не переданных Русской Православной Церкви. И сегодняшний юбилей может стать переломным в этом непростом вопросе: так, именно сейчас Правительство Москвы приняло решение о передаче музею столь долгожданных дополнительных площадей.

Посетивший юбилейные мероприятия руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский обнадежил как коллектив Музея Рублева, так и православных христиан, вот уже четверть века уповающих на скорейшее возвращение Спасо-Андроникова монастыря Церкви:

«Музею передаются близлежащие площади общей сложности 4 тысячи квадратных метров. Чтобы было понятно – это увеличивает музей более чем в два раза. И я надеюсь, что, конечно, мы все сегодня видим, что тот огромный потенциал, который имеется, мы его со стороны подкрепляем дополнительными площадями и возможностями для того, чтобы эта площадка и в дальнейшем являлась жемчужиной на культурной карте столицы», — отметил Кибовский.

Расширение пространства Музея Рублева позволяет решить проблему его пребывания в стенах православной святыни. Конечно, процесс возвращения Спасо-Андроникова монастыря Русской Православной Церкви займет определенное время. Главное, принять принципиальное решение. И именно сейчас появилась возможность сделать это так, чтобы избежать никому не нужного церковно-музейного конфликта.

Так, в эксклюзивном интервью телеканалу «Царьград» председатель Экспертного совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин сказал:

«Если мы об этом только мечтали, в концепции [развития Музея Рублева – М.Т.], оговаривали как предположение, то сейчас это становится реальностью. Поэтапное выведение административных, хозяйственных, дополнительных служб, всего, что не связанно непосредственно с древней иконой с территории монастыря, создание здесь монастыря (ну или Патриаршего подворья – это уж как благословит Святейший Патриарх), и, соответственно, оставление здесь самого важного – ядра, самой экспозиции, тех святынь, которые сегодня мы с вами видим на стенах».

Действительно, при всем глубочайшем почтении к труду музейных работников, в тяжелейших советских и постсоветских условиях сохранивших многие русские святыни, и сделавших очень многое для их изучения, монастырь должен быть монастырем. Однако это нисколько не противоречит тому, что в сакральном пространстве вполне возможна и музейная деятельность. Как, например, в церкви Святителя Николы в Толмачах при Третьяковской галерее. Главное, чтобы в святых алтарях совершалась Божественная литургия. И отец Леонид Калинин убежден:

«Каждый алтарь, даже здесь, в храме Михаила Архангела [месте основной экспозиции Музей Рублева – М. Т.], о чем никогда не могли раньше говорить, а сейчас мы уже с директором музея, с научными сотрудниками, с искусствоведами уже определили, как это будет происходить. И я надеюсь, что вскоре мы здесь с вами уже увидим служение Божественной литургии в окружении этих уникальных древних памятников церковного искусства».

Телеканал «Царьград» присоединяется к многочисленным поздравлениям в адрес коллектива Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева с их славным юбилеем. И самое главное пожелание – это, конечно же, увеличение числа заинтересованных посетителей. В том числе – тех людей, кто впервые откроет для себя уникальный континент под названием «Святая Русь». Континент, который не стал подобием Атлантиды, но жив и сейчас. В том числе – благодаря сотрудникам Музея Рублева.