Борьба с ИГИЛ на Ближнем Востоке подходит к концу, а страны Балтии собрались на войну. Откуда такой энтузиазм?

Как заявил командующий Вооружёнными силами Литвы Йонас Витаутас Жукаускас, страны Балтии намерены включиться в активную борьбу с террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, структура запрещена в РФ – ред.) в Ираке.

«Так или иначе, будет общее подразделение», — отметил генерал-лейтенант. В свою очередь, глава министерства обороны Литвы Раймундас Кароблис сообщил, что совместное подразделение сил спецопераций составят латвийские и литовские военнослужащие, а Эстония предоставит другие мощности.

Таким образом, Литва собирается отправить своих солдат в «горячую точку», где они могут погибнуть, так как силы спецопераций по определению не в тылу отсиживаются, а выполняют самые опасные миссии. Вопрос: «Зачем?» Ответ на него связан как с военными, так и — в первую очередь — с политическими моментами.

Тяжело в ученье — легко в бою

Чисто с военной точки зрения, участие любой армии в реальной войне, безусловно, идёт ей на пользу, поскольку никакие учения не сравнятся с боевым опытом. Разумеется, можно сказать, что раньше надо было приезжать, а не тогда, когда остатки ИГИЛ уже «сидят на чемоданах». Однако быстро всё это не закончится, и если литовцы захотят повоевать с террористами, им будет чем заняться.

При этом следует учитывать, что противостоять придётся не только «пушечному мясу», но и хорошо подготовленным профессионалам. Кроме того, если в Афганистане литовские военные узнали, что значит воевать в горной местности, то в Ираке ведутся тяжелые бои в городских условиях.

Наконец, можно отточить взаимодействие с братьями по оружию из других стран (теми же эстонцами и латышами, уже не говоря об американцах), что пригодится как в рамках НАТО, так и при создании вооружённых сил ЕС.

Короче говоря, Литва с союзниками отчаянно готовится к вторжению российской армии, и лишняя тренировка не помешает. Однако, есть веские основания полагать, что решение Вильнюса ввязаться в бой с ИГИЛ обусловлено в большей мере политическими, нежели военными причинами.

Назвался груздем — полезай в кузов

Как отметил один российский эксперт, Америке можно позавидовать, поскольку союзники-сателлиты помогают выполнять ей «грязную работу». Иными словами, боевитость прибалтов может быть связана с желанием в очередной раз выслужиться перед Вашингтоном, и Литва здесь впереди планеты всей.

В то же время, не следует списывать со счетов внутреннюю основу литовского милитаризма на экспорт. Сейчас в стране имеет место дискуссия о целесообразности выделения на оборонные нужды более двух процентов ВВП, и участие литовских военных в зарубежных миссиях (наряду с закупкой вооружений) — отличное обоснование для местных «ястребов» нарастить военные расходы.

Их логика проста: грядёт война с Россией — значит нужно увеличивать военный бюджет, который пойдёт в том числе на участие в международных миссиях, ведь оно, во-первых, докажет верность Литвы Америке, после чего последняя просто не сможет не прийти к нам на помощь в критический момент, а во-вторых, повысит уровень боеспособности литовской армии.

То, что Россия нападать не собирается, а следовательно тратить не лишние деньги на игры в войнушку, которые могут закончиться гибелью литовских граждан в угоду американским интересам, в Литве мало кого беспокоит.

Кто-то спросит: «Ну Россия же вмешалась в сирийский конфликт — почему Литва должна оставаться в стороне от эпицентра мировой политики?» Потому что Литва маленькое государство, которому надо тихо решать свои задачи, а не в ущерб себе участвовать в глобальных геополитических разборках по принципу: Партия приказала — комсомол ответил «Есть!»

Андрюс Пятринис, Sputnik