Главной традиционной ценностью, которая сохраняется в мире, является христианский брак

Итоги прошедшего в Москве Архиерейского Собора Русской Православной Церкви будут обсуждаться еще долго. Конечно, многие из них касаются сугубо внутрицерковных вопросов, напрямую не затрагивающих повседневную жизнь даже воцерковленных верующих: «Положение о монастырях и монашествующих», «Положение о наградах Русской Православной Церкви» и тому подобные соборные деяния. Но в то же время одним из ключевых решений Собора стало принятие документа, регламентирующего основу основ каждой православной семьи: «О канонических аспектах церковного брака».

Далекие от Церкви, но кое-что знающие «по верхам» люди могут задаться вопросом: «Так ведь все участники Архиерейского Собора – монахи! Какое им дело до жизни людей семейных?» Но речь в документе идет не о том, как варить щи, воспитывать детей или же строить дом и сажать дерево. Речь о том, с чего должна начинаться каждая христианская семья – Таинстве Венчания.

Увы, в современной реальности это далеко не всегда так. И прежде, чем решиться венчаться, молодая (и не очень) пара зачастую уже проходит жизненный путь из множества испытаний. Конечно, испытаний немало и у венчанных семей, ведь здесь в корне неверно «торговля с Господом»: «Мы, так и быть, повенчаемся, а Ты нам за это устрой праздную и безбедную жизнь!». Для верующего же человека, пусть даже только начинающего делать первые шаги в церковной жизни, должно быть очевидно: христианский брак – это венчание, а невенчанный союз – это если и брак, то уж точно не христианский.

Но, как говорится, есть и нюансы. И в том числе и им посвящен принятый Архиерейским Собором документ. В этом тексте детально, на основе многовекового канонического опыта Православной Церкви с опорой на постановления Вселенских Соборов, а также библейские и святоотеческие изречения (но в то же время и с учетом современных реалий) разъясняется, что же такое церковный брак? Кто может, а кто не может в этот брак вступить? И, наконец (увы, но это очень распространенный вопрос): допустимо ли его расторжение?

Не будем детально разбирать каждый пункт этого многостраничного документа, остановимся лишь на самом главном. Том, что касается не только священнослужителей, совершающих Таинство Венчания, но и всех нас, православных христиан, а также наших нецерковных близких.

брак
Фото: www.globallookpress.com

Условия вступления в церковный брак и препятствия к нему

Для начала в документе оговаривается, казалось бы, очевидное: «Брак есть союз мужчины и женщины». Этот незыблемый принцип римского права, вошедший во многие церковные документы, в том числе – в текст славянской «Кормчей» (канонического сборника, основанного на византийских церковных и светских законов), в последние десятилетия во многих странах пошатнулся. Даже некогда одна из самых консервативных протестантских конфессий – англикане – таки прогнулись под изменчивый мир и в ряде своих приходов начали «венчать» союзы содомитов (подробнее об этом можно прочесть в опубликованном на страницах «Царьграда» материале «Англикане: пике вертикальное?»). А потому это оговорка является существенной. Как есть в документе и оговорка о том, что нельзя венчаться с лицом, «сменившим пол».

Но положим, вы – мужчина и женщина, и вам захотелось повенчаться. Догадайтесь, каким будет первый вопрос, который задаст вам священник? Нет, это даже не «како веруете?», но «а в загс-то уже сходили?» – этот момент в соборном документе оговаривается четко: «церковное браковенчание совершается после государственной регистрации брака». Исключения, в основном, связанные с риском для жизни и невозможностью дожидаться загсовой волокиты, допускаются, но только как подтверждение правила. И только с благословения правящего (епархиального) архиерея. А разъяснение этого императива элементарно: если вы не готовы взять юридическую ответственность друг за друга, свое потомство и хозяйство перед светским законом, то о каком венчании может идти речь?

Итак, этот этап вы тоже прошли достойно: печать в паспортах уже есть. И тут священник вдруг задает вам другой вопрос: а сколько таких печатей было прежде? Дело в том, что в соответствии с церковным каноническим правом, люди имеют право лишь трижды вступать в брак. Ранее здесь оставался открытым вопрос: считать ли в данном случае браком и невенчанные союзы? Ведь разводов у человека может быть уже с десяток, а венчаться он пришел впервые. Теперь этот момент уточнен: да, считать, если в момент заключения и расторжения этих браков ты был крещеным христианином.

ЗАГС
Фото: Артем Коротаев/ТАСС

Но положим, у вас все хорошо и правильно. Брак у вас – первый, пусть – второй, самый край – третий. А теперь нужно понять, не находитесь ли вы в канонически недопустимых степенях родства. Поясним: хотя наше светское законодательство не запрещает жениться троюродным братьям и сестрам, в Церкви такие союзы категорически запрещены. Как запрещены браки со священнослужителями, монашествующими, между крестными и крестниками, а также родителями и крестными родителями одного ребенка. И вот здесь появилось поистине революционное изменение: отныне в Русской Православной Церкви стали официально разрешены браки между крестными родителями одного ребенка. Впрочем, эта «революция» не противоречит каноническим правилам, ведь в древности не было понятия «крестные родители»: у крещаемого всегда был только один восприемник (крестный), а у крещаемой – восприемница (крестная).

Собственно, все предыдущие вопросы может задать и помощник священника. А вот теперь начинаются ключевые этапы на пути к венчанию. Так, священник сам должен провести собеседование с желающими венчаться. И в первую очередь, уточнить насчет искренности и осознанности вашего желания, объяснив смысл христианского брака именно как союза, установленного Богом и благословенного Церковью. И обязательно предложить исповедоваться и причаститься в преддверии венчания. Ведь мало ли, может, вам просто нравится церемония венчания, к самому же Таинству вы относитесь абсолютно безразлично.

И именно последний момент непосредственно связан с самым главным вопросом: «Како веруете?». Может ли священник повенчать нехристиан (в том числе – вовсе не верующих людей)? Категорически нет! А неправославных христиан? А вот здесь – сложнее. В древности это тоже было запрещено. Но положим, вы – верующая православная христианка, а замужем за армянином, который к Русской Православной Церкви относится лояльно, но уходить из Церкви Армянской (не имеющей канонического общения с Православными Церквами) не желает. При этом он не против крещения и воспитания детей именно в Православии. В подобном случае исключение допускается.

Но тут резонен вопрос миллионов православных христиан, пребывающих в зарегистрированном браке с нехристианами и неверующими людьми. Как быть им? Неужели их семейные союзы – незаконны. И здесь Церковь напоминает утешающие слова апостола Павла:

«Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7:12-14).

То есть венчать такой брак, конечно, нельзя, но это не значит, что его нужно расторгать. И, конечно же, это – не «незаконное сожительство», не блуд. Живите в мире, но старайтесь ненавязчиво привести своего любимого человека ко Христу. И если у вас это получится, тогда и повенчаетесь.

венчание
Фото: www.globallookpress.com

Признание церковного брака недействительным или утратившим каноническую силу

Ну, вот мы и подошли к столь острой (и, увы, актуальной для многих) теме расторжения церковного брака. Существует ли некий «чин развенчивания»? Нет, нет и нет. Церковь уже неоднократно заявляла: никакого развенчивания никогда не было, и быть не может. Ведь браки, действительно, «совершаются на Небесах», а «что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Но де-факто, конечно, расторгаются и церковные браки. А потому вопрос лишь в том, в каких случаях это – простительно, а соответственно – возможно заключение повторного церковного брака, совершение повторного венчания.

В первую очередь, это, конечно, такие случаи, когда венчание было совершено ошибочно. Например, при незнании о наличии препятствий к браку. Или, если один из венчающихся скрыл свою физиологическую неспособность к супружеской близости. Последнее в сегодняшних условиях – крайняя редкость, но и полностью исключить подобные случаи тоже нельзя. А потому этот момент также прописан в принятом Архиерейским Собором документе.

Куда сложнее – с теми случаями, когда один из супругов имеет права на признание брака «утратившим каноническую силу». Здесь речь идет о целом ряде обстоятельств, которые стоит привести здесь полностью с краткими пояснениями:

«а) отпадение одного из супругов от Православия;

б) прелюбодеяние (супружеская измена – М. Т.) одного из супругов и противоестественные пороки (любые половые извращения – М. Т.);

в) вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством (этот пункт – напрямую связан с первой частью предыдущего – М. Т.);

г) неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;

д) заболевание одного из супругов, которое при продолжении супружеского сожительства может нанести непоправимый вред другому супругу или детям;

е) медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга, при его отказе от лечения и исправления образа жизни;

ж) безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет при наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа ;

з) злонамеренное оставление одного супруга другим (длительностью не менее года);

и) совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;

к) надлежащим образом удостоверенное посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого супруга либо детей;

л) неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством и устраняющая возможность продолжения брачной жизни».

Словом, возможности для расторжения существуют, но не все они не являются императивными. Ведь и совершивший измену может быть прощен, и алкоголик способен исцелиться. Была бы только добрая христианская воля. В любом случае Церковь призывает не принимать поспешных решений и, насколько это возможно, стараться примириться и сохранять семью. Ведь неслучайно первоверховный апостол Павел, чьи слова ранее уже приводились, сравнивал семейный союз с союзом Христа и Церкви, а соответственно – «малой Церковью»:

«Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Еф. 5:23-25, 31).

И не стоит верить тем, кто с циничной иронией уверяет, что хорошее дело «браком» не назовут. Хорошее дело назовут христианским браком, венчанием. И поскольку именно Бог есть Любовь, то только с Ним возможно сохранение настоящей любви и тепла в каждой нашей семье.