Если статус деятелей «КП» будет признан, то на Украине появится «канонический» центр притяжения для тех сил в Украинской Православной Церкви в составе Московского Патриархата, которые хотели бы полного отделения, полагает протоиерей Всеволод Чаплин

Так было ли «покаяние» Филарета Денисенко и будет ли «помилование» в ответ? Вокруг этого весь вечер и всю ночь возникали разные версии. Бывший митрополит Русской Православной Церкви, а ныне глава самопровозглашенного «Киевского патриархата» («КП») действительно обратился 16 ноября с письмом к Патриарху Кириллу и нашему епископату. Киевские источники утверждают, что депешу направили по предложению Москвы – таковым было условие для начала формальных переговоров. Теперь комиссия по переговорам Архиерейским Собором сформирована. Причем в собственно «московскую» ее часть вошли лица, которые, мягко говоря, не протестовали против «европейского выбора» Майдана, настаивали на отказе от публичной поддержки нашей Церковью присоединения Крыма, а одно из них наушничало в мой адрес, когда я поддержал использование российских войск на Украине.

В письме Денисенко содержится одна-единственная вежливо-извиняющаяся фраза, которую никак нельзя трактовать как просьбу о помиловании или как отказ от своей позиции: «Прошу прощения во всем, чем согрешил словом, делом и всеми моими чувствами, и так же от сердца искренне прощаю всем». Вскоре после решения московского Собора о создании комиссии представители «КП» объявили, о чем хотят вести переговоры: о признании их канонического статуса и об автокефалии, то есть полной независимости украинского православия. То есть старый лис Денисенко, в искренность которого может поверить только ребенок, блестяще обставил московскую церковную дипломатию. В ответ на ничего не значащие слова он втянул Москву в переговоры об окончательном отделении от нее украинских православных христиан.

Теперь можно сколько угодно говорить о том, что эту тему Москва обсуждать не собирается. Если статус деятелей «КП» как священников и епископов будет признан, на Украине появится «канонический» центр притяжения для тех сил в Украинской Православной Церкви в составе Московского Патриархата, которые хотели бы полного отделения. Они перетекут под руководство Денисенко или его преемников, не боясь оказаться в статусе раскольников. Или просто возникнет «объединенная УПЦ», в которой будут доминировать более активные и смелые филаретовцы. Москва с этой системой всякую связь потеряет – сначала неформально, а потом и официально-окончательно. Понятно, что ради такого сценария автокефалисты готовы будут пойти на «решительный отказ от насилия и захвата храмов, отказ от взаимных обвинений и упреков, взаимное прощение друг другу старых обид», к чему призвал их московский Собор. В глазах этих людей власть стоит ритуальных извинений и вежливых слов. А за получением власти, конечно, последует окончательное превращение украинской православной паствы в антироссийский авангард. Ведь от разговоров о «государстве-агрессоре» Денисенко никогда не отказывался, да и в будущем откажется вряд ли.

На том же Соборе, кстати, приняты поправки в устав Русской Православной Церкви, согласно которым на УПЦ, входящую в Московский Патриархат, не будет распространяться юрисдикция Высшего общецерковного суда, а центр управления этой Церкви находится в Киеве. По сути это мало что меняет в нынешнем положении дел – но добавляет юридических аргументов против попыток дискриминировать религиозные общины, чей центр якобы находится в «стране-агрессоре». Однако сценарий более радикального «расставания с Москвой» в Киеве все равно прорабатывается, и теперь для него, увы, есть официальная переговорная площадка, которую украинские раскольники могут либо закрепить, либо с выгодой для себя шумно покинуть.

Протоиерей Всеволод Чаплин