За 26 лет Украина пережила три референдума, но способен ли глас народа вернуть страну в мирное время.

 

Ровно 26 лет назад, 1 декабря 1991 года, 90,32% участников референдума, или 28,8 млн человек, высказались за независимость Украины. В листовках, распространяемых членами «Народного Руха» и бывшими коммунистами, украинцам обещали светлое будущее, а по уровню жизни страна будет впереди планеты всей. Примечательно, что на Всесоюзном референдуме о сохранении СССР 17 марта 1991 года почти такое же количество голосовавших — 22 млн человек — выразили желание сохранить обновленный советский проект.

В апреле 2000 года уже в независимой Украине прошёл референдум, инициированный президентом Леонидом Кучмой. На рассмотрение народа вынесли четыре вопроса: об условиях роспуска парламента президентом (такая норма появится в Конституции в 2004 году во время первого Майдана); об ограничении депутатской неприкосновенности; об уменьшении количества депутатов Верховной Рады с 450 до 300; о формировании второй палаты парламента, в которой бы заседали представители регионов. Несмотря на то, что большинство ответило положительно на все инициативы, глава государства не смог воплотить их в жизнь на фоне противостояния оппозиции и скандала вокруг убийства журналиста Георгия Гонгадзе.

Эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Алексей Попов в интервью издания Ukraina.ru рассказал о механизме референдумов на Украине.

 — Какую роль референдум 1 декабря 1991 года сыграл в истории страны?

— Для большинства жителей Украины именно с референдума, а не с принятия Акта независимости началась реальная независимость страны, аналогично посчитали и зарубежные страны, так как дипломатическое признание Украины рядом стран, в том числе Польшей, произошло ещё до Беловежских соглашений. Этот референдум почти подвёл черту под существованием Украинской республики в составе СССР. Для большинства общества голосование 1 декабря символично. Спустя некоторое время начались спекуляции по поводу того, как же в марте подавляющим большинством население Украины проголосовало за пребывание в обновлённом союзе, а потом ещё большим большинством выступило за независимое существование. По-моему, на этот вопрос можно ответить просто: во-первых, в марте население Украины чувствовало, что Советский союз как государство ещё существует, а 1 декабря отсутствие советской государственной машины стало очевидностью.

Референдум вобщем-то уже оформил реальность. Тогда Кравчук последовательно проводил логику, что Советского союза уже нет, а существует бывший Союз. Эта логика была основана, в том числе на решениях последнего съезда народных депутатов, который проходил в начале сентября после ГКЧП, заявивших о переформатировании Союза, отменивших Конституцию СССР в плане государственного устройства и принявших временный акт.

 — Почему Кучма не реализовал на практике итоги референдума 2000 года?

— Тогда законодательство не имело норм о референдуме прямого действия. Конституционный суд подчеркнул, что этот референдум не является референдумом прямого действия — нужно соответствующее решение Верховной Рады. В парламенте существовала заметная оппозиция умалению роли Рады, и набрать 300 голосов было непросто при любых раскладах.

— Если бы нынешние власти вынесли на референдум эти же четыре вопроса, какова вероятность, каким был бы исход голосования?

Если мы говорим о реальном референдуме с отражением волеизъявления народа и без подтасовок, население поддержало бы эти предложения за исключением двухпалатного парламента. Эта идея действительно была непопулярной, когда проходила политреформа Кучмы. Тогда проводился зондаж в форме соцопроса.

В случае воплощения проекта двухпалатного парламента регионы получили бы право голоса, но уровень демократии на Украине таков, что люди не чувствуют в депутатах своих представителей — появились бы другие депутаты, а процедура законотворчества усложнилась бы. Можно хорошо размежевать полномочия палат, а может привести к дублированию функций. Обществу это казалось усложнением конструкции Верховной Рады, и так не пользующейся популярностью, которое привело бы к ещё худшей работе.

 — Насколько механизм референдума жизнеспособен и имеет реальную силу на Украине?

— По большому счёту референдум — это способ легитимации существующей ситуации, а не решение каких-то вопросов. Референдум 1 декабря был узакониванием уже фактического отделения Украины от СССР. На март 1991 года фактического отделения не было, и референдум легитимировал, что Советский союз существует.

Это пример, как при помощи референдума можно запутать ситуацию. Тогда было два опроса, или референдума, не суть важно. Кравчук предложил, чтобы Украина вошла в обновлённый Союз на основе декларации о суверенитете, как известно, эту идею поддержало примерно на 10% больше, чем горбачёвский вопрос о будущем Союза. Горбачёв задумывал этот референдум как способ сохранения СССР, а Украина получила дополнительный козырь на переговорах по союзному договору. Это давало реальную возможность торпедировать союзный договор, потому что народ два взаимоисключающих ответа — он проголосовал за фактически невозможную ситуацию. В общественном сознании было: мы проголосовали за Союз, но чтобы в нём была суверенная Украина. Условия декларации о суверенитете были таковы, что фактически не предполагали существования единого государства СССР и просто могли бы облегчить переход от Советского союза к нынешнему положению.

Так что на референдуме общество можно достаточно легко запутать и всё будет зависеть от того, какая сторона будет сильнее в конфликте, чтобы по-своему интерпретировать итоги референдума.

 — В сегодняшнем поздравлении Пётр Порошенко пообещал в ближайшей будущем провести голосование о членстве страны в ЕС и НАТО. Каковы перспективы у таких референдумов?

— Президент просто любит говорить на эту тему. В январе во время визита в Германию он говорил немецким журналистам про референдум о вступлении в НАТО. Я думаю, он руководствуется тем, что в годовщину надо сказать о референдуме.

Такие голосования можно проводить только после того, как будут урегулированы все аспекты, связанные с членством в соответствующих организациях. Сейчас на повестке дня вопрос о вступлении в НАТО не стоит и не думаю, что будет стоять в следующие 5-6 лет даже в случае переизбрания Порошенко. Относительно ЕС, такой вопрос точно не будет подниматься.

 — Нуждается ли Украина в референдуме сейчас?

— Не думаю, что есть такая необходимость. В первую очередь Украина нуждается в демократизации, отказе от силы в повседневной политике, обуздании радикализма, а далее надо вводить законы о местном референдуме и посмотреть, как это работает на местном уровне, например, стоит ли объединяться в громады определённым территориям.

В последнее время опыт, в том числе Каталонии, показывает, что референдум далеко не всегда является способом решения проблем.

Евгения Кондакова, Ukraina.ru