Юбилейный концерт памяти Муслима Магомаева стал заметным событием не только культурной, но и общественно-политической жизни

 

Так случилось, что в течение одного месяца мне довелось побывать в Московском международном доме музыки на двух юбилейных концертах. О первом остались довольно смутные впечатления. Поэтому, дабы не быть заподозренным в ангажированности, не стану упоминать, кому именно он был посвящен. Скажу только, что это было довольно странное сочетание банального корпоратива с его бесконечными поцелуями и взаимными восхищениями в стиле «Ах, какой вы сегодня потрясающий!» с муторным смакованием того, как всесоюзно известный деятель культуры тяжело болел и мучительно уходил. Что лично мне не добавило ни жизненного оптимизма, ни веры в Человечество. Хотя, насколько я помню, именно такими светлыми чувствами было наполнено большинство жизнеутверждающих произведений этого известного мастера.

Другой концерт был первому полной противоположностью. И подарил не только мне, но, судя по реакции зала, всем присутствующим, огромное эстетическое удовольствие и мощный эмоциональный подъем.

Этот песенный праздник был посвящен 75-летию одного из самых знаменитых, всенародно любимых и профессионально совершенных певцов Советского Союза, уроженцу солнечного Баку Муслиму Магометовичу Магомаеву.

Тот факт, что основатель музыкального фестиваля «Опера Live» современный российский певец Василий Ладюк сделал концерт, посвященный Магомаеву, гвоздем фестивальной программы, говорит о многом.

И прежде всего – о безупречной актерской и гражданской интуиции организатора этого музыкального праздника. Ведь если исходить из расхожих ныне представлений о доминирующих трендах современного искусства и запросах широкой публики, то может показаться, что Василий Владимирович сильно рисковал. И действительно – на фоне того, что сегодня пишут и говорят с больших экранов о Советском Союзе, его истории и культуре, как о чем-то бесконечно далеком от истинных «общечеловеческих ценностей», многие бы на месте Василия Ладюка наверняка предпочли бы что-нибудь более нейтральное.

Хотя уверен — на самом деле никакого риска в таком решении не было. Просто инициатор этого юбилейного вечера действительно обладает острым чувством реальности и понимает, что между заказной медийной пошлятиной и реальным миропониманием огромного большинства российского народа — дистанция огромного размера. Поэтому выбор в пользу Магомаева был безошибочным, прежде всего, с точки зрения оценки реакции публики. Которая оказалась, не побоюсь этого слова, восторженной.

Кроме того, концерт в честь великого советского певца стал убедительным свидетельством поистине неувядающей артистически – художественной силы музыкального искусства того времени, проистекающей из его высочайших духовных и нравственных стандартов.

Почти полвека лет прошло с тех пор, как голос Муслима Магомаева стал эталонным голосом советской песни. Но и сегодня под сводами Светлановского зала песенные шедевры, в чрезвычайно бережном и уважительном по отношению к первоисточнику, исполнении Василия Ладюка звучали, скажу откровенно – куда более современно и вразумительно, чем иные беспомощные куплеты нынешних безголосых исполнителей.

Такова вневременная сила настоящего искусства, основанного на подлинных и вечных человеческих ценностях, а не на тех мимолетных суррогатах, которыми сплошь и рядом довольствуется современная эстрада.

Вообще надо сказать, что когда человек верит в то, что делает, то он может и горы свернуть. Именно такая вера, похоже, свойственна организатору этого действа, который буквально совершил профессиональный подвиг, почти не сходя со сцены все два отделения концерта и представляя аудитории творческое наследие своего великого предшественника во всем его бесконечном разнообразии.

И еще об одном. Довольно часто бывая в московских театрах и концертных залах, нередко наблюдал там сугубо меркантильное отношение к делу части артистической публики. Вплоть до небрежного отношения к исполнению своего номера, или срочного бегства ведущего церемонии вручения одной из музыкальных премий прямо с середины концерта на другую «танцплощадку», где ему тоже представилась возможность подработать.

Поэтому высшего балла заслуживают лишь те немногие художественные события, которые не шиты такими грубыми белыми нитками. «Магомаевский» концерт Василия Ладюка и его сподвижников как раз из такой достойной когорты.

И в этой смысловой точке сходится всё – личная человеческая порядочность артистов, высочайший уровень советской культуры, служащей им неиссякаемым источником вдохновения и неколебимая вера в то, что служение идеалам добра, света и справедливости не имеет никакой жизнеспособной альтернативы.

Стоило побывать на этом концерте только для того, чтобы еще раз прочувствовать неразрывность нашей истории. Увидеть, что духовная цепь, соединяющая нас с истоками собственного бытия, по-прежнему прочна и неразрывна. И понять, что подлинно великим и воистину могучим может быть только человек, живущий не от зарплаты к зарплате и не от одного айфона к другому, но отряхнувший с себя шелуху мирской суеты и восставший как богоравный строитель лучшего будущего. Таким был Человек с большой буквы советской закалки, способный во имя Любви и Жизни совершать чудеса преобразования мира. И к которому, как не стараются нынешние злобствующие пигмеи, так и не пристали те миллионы тонн помоев, которые они на него вылили. Только такой человек достоин России и только с такими людьми она наверняка победит. И спасибо всем участникам этого замечательного концерта за то, что они нам об этом напомнили.

Юрий Селиванов