Киев задумал сделать Украину нетто-экспортером природного газа. «До 2035 года ставится задача увеличить внутреннюю добычу природного газа до 35 млрд. куб. м при сокращении его потребления до 30 млрд. куб. м, что создаст возможности для ежегодного экспорта 5 млрд. куб. м», — сообщил вице-премьер Владимир Кистион 22 ноября на заседании Кабмина. Подобный прецедент уже был в Румынии. Несколько лет назад она обнаружила, что может выйти на самообеспечение и даже заняться экспортом газа, но, несмотря на громкие заявления, все еще предпочитает его импортировать.

Потребление

Потребление природного газа на Украине действительно падает. С 2011 года  оно снизилось почти в два раза (до 33,3 млрд. кубометров в прошлом году) и, похоже, достигло своего дна. Больше всего за последние три года упала промышленность. Если в 2013-м промпредприятия потребляли 24,1 млрд. кубов, то в 2016-м только9,9 млрд. кубов. Пришлось подвинуться и населению (с 22,8 млрд. кубов до 17,6 млрд.). Казалось бы, дальше ужиматься уже некуда. Очередное  падение на 4% в январе-октябре 2017-го в основном было связано с теплой погодой в октябре и не учитываются  технологические потери, но в Киеве есть и другие мнения.

Кабмин предлагает не останавливаться на достигнутом и усилить «экономию». Самый мягкий вариант от В. Кистиона предполагает уменьшение расхода газа с прошлогодних 33,3 млрд. кубов до 30 млрд. кубов за период до 2035 года, что вполне реально. В рамках нынешней экономической политики промышленность и так активно отказывается от закупок сверхдорогого ресурса (минус 1,3 млрд. кубов в 2016 году) и продолжит это делать в будущем. С 1 декабря «Нафтогаз» в очередной раз повысил цену для промышленных потребителей на 2,3-2,4% (на 213,6-225,6 грн. за тыс. кубов), что вызовет очередной виток спада производства и снижение потребления энергии.

Более радикально к вопросу подошел другой вице-премьер, министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко. 23 ноября на IX форуме «Возобновляемая энергетика и энергоэффективная модернизация промышленности» он предложил вместо заводов взяться за население и теплокоммунэнерго (ТКЭ). Они даже в условиях повышения тарифов умудрились в прошлом году увеличить потребление газа на 0,4 млрд. кубов. Вице-премьер считает, что до 2020 года за счет внедрения новых технологий в этом сегменте можно сэкономить 50-60% газа. То есть фактически население и коммунальщики должны сократить свое потребление с нынешних 18 млрд. кубов до 7,2-9 млрд. кубометров.

На практике это будет выглядеть примерно так, как в г. Покрове Днепропетровской области (40 тыс. населения), который полностью отказался от централизованного отопления. Теперь там работают шесть котельных на твердом топливе (брикеты, пеллеты из торфа и подсолнечной шелухи) общей мощностью почти 5 МВт. «Приятно поражен успехами Днепропетровщины в сфере энергонезависимости. Модульные котельные на альтернативном топливе, которые эффективно работают в отдельном городе, — это более экономное потребление газа в масштабах всей Украины. Надеюсь, другие регионы будут брать пример с Днепропетровщины», — отметил глава «Нафтогаза» Андрей Коболев.

Руководитель Госэнергоэффективности Сергей Савчук считает, что в будущем всё коммунальное хозяйство Украины должно идти путем создания малых мощностей на биотопливе, использовать отечественное оборудование и сжигать отечественную древесину. «С 2014 года таких котельных появилось примерно на 1650 МВт, но, как правило, это небольшие котельные мощностью 0,5-2 МВт, поскольку они устанавливаются при больницах, школах, детсадах», — подчеркивает С. Савчук.

Под свои планы правительство подводит законодательную базу. 18 августа своим распоряжением Кабмин утвердил Концепцию реализации государственной политики в сфере теплоснабжения, которая ставит задачу увеличить долю альтернативных источников энергии в ТКЭ до 40%, что должно «повысить энергетическую независимость страны». Документ также предусматривает уменьшение потерь в теплосетях за счет их модернизации, 100% учет услуг ЖКХ, работу по энергосбережению, безубыточную деятельность коммунальных предприятий.

Добыча

Второй столп планируемой «газонезависимости» – рост внутренней добычи. «Наше государство, по разным исследованиям, занимает второе-третье место по залежам природного газа в Европе. На сегодня разведанные запасы занимают около 600 млрд. кубометров», — подчеркивает В. Кистион.

За январь-октябрь с. г. добыча газа на Украине увеличилась на 3,9% и достигла 17,29 млрд. кубов. Львиная доля этого объема приходится на входящие в структуру «Нафтогаза» компании «Укргазвыдобування» (73,2%) и «Укрнафта» (5,4%). Остальные 21,4% добычи – это «Нафтогазвидобування» (входит в холдинг ДТЭК Рината Ахметова), «Эско-Північ» (входит в холдинг Burisma бывшего министра экологии Николая Злочевского), «Укрнафтобуріння» (принадлежит Игорю Коломойскому и Виталию Хомутыннику), «Природные ресурсы» (группа компаний «Гео Альянс» Виктора Пинчука), «Куб-Газ» (Burisma Н. Злочевского) и другие частные компании. Именно этот сегмент растет наиболее динамично (+8,9% за январь-октябрь).

«Укргазвидобування», на которое Кабмин возлагает большие надежды, увеличило добычу на 4,2%. 23 ноября во время своего визита на месторождения Полтавской области В. Гройсман спрогнозировал, что по итогам года госкомпания нарастит добычу до 15,2 млрд. кубов и поставил задачу довести ее до 20 млрд. кубов уже через два года. Председатель «Укргаздобычи» Олег Прохоренко отмечает, что благодаря импортному оборудованию, технологиям и специалистам из «Беларусьнефти» и румынской Tacrom «с сентября 2016 по сентябрь 2017 года мы провели уже 105 операций интенсификации [скважин] и дальше наращиваем темпы».

А вот «Укрнафта» продолжает падать (-14,2%). Причина – огромная дебиторская и кредиторская задолженность компании, из-за которой ей не продлевают истекшие спецразрешения на доступ к скважинам. К 2020 году Киев планирует выйти на общую добычу по стране в 27,6 млрд. кубов. Эта цифра заложена в концепции развития газовой отрасли, хотя с первым заложенным в документе рубежом (рост на 8,5% в 2017-м) Киев уже не справился.

Население заплатит

Модернизация отопительной инфраструктуры вместе с эффективным освоением газовых месторождений действительно необходима стране как воздух. И ЕС, РФ и Юго-Восточная Азия давно и системно переходят на возобновляемые источники энергии, но в киевской стратегии есть ряд деталей, которые обрекают реализацию благой идеи на провал.

Во-первых, ни о какой 50-60%-й «экономии» в ТКЭ за счет перехода на альтернативные источники тепловой энергии не может быть и речи. Элементарные законы физики говорят о том, что для замещения 9 млрд. кубов газа Украине дополнительно понадобится около 17 млн. тонн твердого биотоплива. Это немногим меньше, чем потребляют все 28 стран ЕС. Таких объемов физически нет не только на Украине, но и на мировом рынке. Из разряда фантастики и официально закрепленные в концепции  теплоснабжения 40%. При любых резких движениях в сторону «замещения» Украине придется активно импортировать твердое биотопливо. К слову, его крупнейшие мировые производители – США, Канада и Россия. Во-вторых, котельные на пеллетах, брикетах и торфе – это в первую очередь замена угольным, а не газовым мощностям. И в-третьих, «энергонезависимые» планы Киева влетят потребителям тепла в немалую копеечку.

Дело в том, что, помимо перехода на биотопливо, официальная концепция Кабмина предусматривает превращение ЖКХ в доходный бизнес, а «нынешними тарифами не покрываются все затраты [коммунальных] предприятий». Даже если оставить все как есть, в следующем году Минэкономразвития спрогнозировало рост цен на газ для потребителей на 20%, а реализация планов правительства добавит в тариф деньги, потраченные на «дегазацию» плюс норма прибыли на инвестиции. Кроме того, документ предусматривает выработку действенного механизма борьбы с просрочкой платежей. Как это выглядит на практике, хорошо видно по событиям 29 ноября в г. Кропивницком, где от тепла одномоментно отключили более 100 жилых домов, два детсада, несколько школ и училище. Экономия налицо.

Куда дороже обойдется и рост газодобычи, поскольку иностранные подрядчики и техника бесплатно не работают, а каждый дополнительный кубометр требует все больших затрат на свое извлечение. Только на достижения плановых показателей до 2020 года «Укргазвидобуванню» нужно 100 млрд. грн, а частное газовое лобби увязывает рост добычи со снижением налоговой нагрузки на свои компании. Фактически для выхода на экспорт газа нужно поднимать тарифы, увеличить расходы госбюджета и урезать его доходы. Зато какой пиар на «энергонезависимости»!

Николай КОРИНЬ