Политолог Нурхан Эль-Шейх — о послевоенном урегулировании в Сирии

 

Все последние события в Сирии — это действительно чудо. Два года назад, его, казалось, никто и не ждал — в то время террористы хозяйничали в стране и весь Ближний Восток находился в серьезной опасности. Но в сентябре 2015 года к решению проблемы подключилась Россия. И освободила Сирию от террора. Без помощи российских ВКС и материально-технической поддержки сирийская армия никогда не очистила бы 90% своей драгоценной земли от бандитов. Уже сейчас миллионы сирийцев живут в мире. Теперь же, поскольку сейчас ясно вырисовывается план мирного урегулирования, Россия может сократить размеры своего военного присутствия в Сирии.

Сирия и арабский мир с Россией более безопасны и имеют более стабильное и процветающее будущее, чем без нее. И, похоже, Башар Асад останется основным игроком на политической арене. Причина тому — изменение баланса сил на театре военных действий и успехи, достигнутые сирийской армией при поддержке Москвы. Есть и еще одна причина. Из-за разногласий и фактического раскола между группировками сирийской оппозиции, из-за того что оппозиционеры оказались неспособны выдвинуть альтернативу Асаду, нынешний президент по-прежнему популярен среди жителей страны.

Логично, что первый вопрос, который должен быть решен незамедлительно, касается новой конституции Сирии. После этого можно будет провести президентские и парламентские выборы. Одновременно начнется и восстановление разрушенного войной хозяйства.

Все эти темы вновь будут подняты 28 ноября на женевской площадке.

В соответствии с совместным заявлением Владимира Путина и Дональда Трампа во Вьетнаме и резолюцией № 2254 Совета Безопасности ООН существует ряд базовых принципов, которые будут регулировать политический процесс в САР. Самые важные из них — светский характер сирийского государства и целостность его территории. Не будет ни разделения, ни федерализма. В будущем нет места для террористических группировок. Они будут ликвидированы. Сирийские вооруженные группы имеют возможность реинтегрироваться в общество и сдать оружие через Национальный центр примирения в Хмеймиме. Сирийская политическая оппозиция также имеет реальную возможность конструктивно участвовать в формировании будущего страны. Выбор за ними: либо строить современное демократическое государство, либо оказаться на обочине.

Встреча Башара Асада с Владимиром Путиным предшествовала трехстороннему саммиту президентов России, Турции и Ирана по урегулированию в Сирии. Асад как бы дал понять, что Москва выражает не только свою позицию, но и позицию президента Сирии. Дамаск верит Москве как справедливому и верному союзнику, который в максимальной степени учитывает сирийские интересы. То, что происходит с оппозицией на «эр-риядской платформе», (имею в виду то, что оттуда постепенно уходят наиболее экстремистски настроенные деятели), также создает позитивную атмосферу для Конгресса сирийского национального диалога в Сочи. Это мероприятие намечается уже в самом скором времени, хотя и может быть отложено до окончательного определения статуса сирийской оппозиции, чтобы обозначить круг тех, кто действительно готов присоединиться к процессу во имя будущего Сирии.

Роль России мирным урегулированием в САР не уменьшится. Фактически Москва будет продолжать оставаться основным союзником Дамаска. Важно усилить сирийскую армию и развивать ее оборонительные возможности, чтобы противостоять терроризму и угрозам извне. Насущный вопрос — восстановление Сирии.

Что касается других внешних игроков с точки зрения их участия в поствоенных процессах, то тут все не столь однозначно. К примеру, Иран также продолжит играть важную роль в этом отношении. Но вот позицию Турции будут по-прежнему отличать неопределённость и сомнения. Остаются сомнения и в отношении Соединенных Штатов и Запада в целом. Однако распространение терроризма и угроза их собственной безопасности могут стать для них суровым уроком. Надеюсь, они его усвоят, чтобы не повторять ошибок и не играть с огнём террора. Потому что он может поглотить всех.

Нурхан Эль-Шейх, профессор политологии Каирского университета, член Египетского совета по международным делам, эксперт дискуссионного клуба «Валдай»газета «Известия»