Петр Порошенко вновь использовал День памяти жертв голодоморов, чтобы обвинить Россию

 

Глава незалежной требует «покаяния». Но на самом ли деле Украинская ССР пострадала больше всех?

Речь о голоде, охватившем СССР в 1932-33 годах. Его причиной стали чудовищные «перегибы» политики коллективизации и завышенные задания по сдаче зерна государству.

Политика коллективизации была одной и той же на всей территории СССР. Голод охватил разные его регионы — не только Украину. В большей степени зерновые районы. От голода умирали сотнями тысяч люди на Северном Кавказе, в Поволжье, на Кубани, в Центрально-Черноземной области, в Казахстане, Западной Сибири и на Южном Урале.

Точной цифры тех, кто умер именно от голода, нет. Историки говорят о 7-8 млн человек, из них 3-3,5 млн умерло на Украине (прежний президент Ющенко любил «щегольнуть» цифрой в 10 млн), 2 млн — в Казахстане и Киргизии, 2-2,5 млн в РСФСР. При том в число «украинских жертв» причисляют и умерших в Молдавии, которая (до присоединения Бессарабии в 1940-м) входила в состав УССР.

То, что на той же Украине погибло непропорционально большее число именно украинцев (русских менее 3% от общего числа жертв), определяется составом сельского населения (почти поголовно украинское). Умирали в деревнях — в городах была введена карточная система. Но и в украинских селах были «островки благополучия» — колхозы, выполнившие план по хлебозаготовкам, не тронули.

В такой карательной политике нет ничего «национального», — так поступали и в других регионах СССР. И печально знаменитый, принятый в 1932 году «Закон о колосках» (расстрел с конфискацией имущества или 10 лет за воровство госимущества, в том числе на убранных полях отдельных колосков) действовал на всей территории страны. По нему осудили 150 тысяч человек без различия национальности. И по доле жертв наибольший урон понес тогда Казахстан, а не Украина.

Документы свидетельствуют об особой жестокости по отношению к жителям УССР не столько со стороны Москвы, сколько со стороны местных начальников во главе с главой ЦК компартии Украины Станиславом Косиором, поляком по национальности. Он выслуживался перед Сталиным, приукрашивая истинное положение дел. При том поощрял областных и районных начальников к его большим репрессиям по отношению к крестьянству, чтобы брать «повышенные обязательства» по сдаче зерна.

26 апреля 1932-го, когда голод уже начался, Косиор в письме Сталину пишет: «У нас есть отдельные случаи и даже отдельные села голодающие, но это только результат местного головотяпства, перегибов, особенно в отношении колхозов. Всякие разговоры о “голоде” на Украине нужно отбросить. Та серьезная помощь, которая Украине была оказана, дает нам возможность все такие очаги ликвидировать».

После этого на Украину едет с ревизией Семен Буденный. Ознакомившись с ситуацией, на встречах с колхозниками он открыто обвинил в организации голода местные власти. В первую очередь, республиканских руководителей, которые с помощью «встречных планов» оставили деревню без хлеба и семян. Именно они, пишет Буденный в донесении Сталину, «в течение двух лет обманывали ЦК ВКП(б) и правительство о высокой урожайности», доводили до районов «нереальные планы». В результате колхозники и единоличники были «оставлены голодными».

Косиор попросит о продовольственной помощи лишь для Киевской области, а факты массового голода и даже людоедства будет тщательно скрывать и опровергать в своих донесениях Сталину.

Так, может, Порошенко начать предъявлять свои претензии не Москве, а Польше, «породившей» тогдашнего руководителя республики?

Георгий Бовт, Комсомольская правда