В НАТО пообещали подготовить несколько батальонов ВС Грузии в соответствии со стандартами альянса. Кроме того, Белый дом одобрил продажу Тбилиси партии противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) Javelin. При этом Грузии до сих пор не предложили присоединиться к плану действий по членству в альянсе. В схожем положении находится и Украина, которая получает гораздо более скромную военную помощь, чем кавказское государство. По мнению экспертов, Украину и Грузию с их территориальными проблемами вряд ли будут принимать в НАТО.

Госдеп США согласовал передачу Грузии партии противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) Javelin. Сообщается, что Тбилиси готов приобрести 410 ракет ПТРК, 72 блока прицельно-пускового оборудования, 10 учебных комплексов и 70 зарядов для них. Общая стоимость вооружений составит $75 млн. Уточняется, что эти средства будут выделены из госбюджета Грузии. Окончательно утвердить сделку должен конгресс Соединённых Штатов.

В сообщении управления Пентагона по оборонному сотрудничеству и безопасности уточняется, что эта поставка противотанкового оружия грузинской стороне призвана «укрепить внешнюю политику и национальную безопасность Соединённых Штатов» за счёт усиления оборонного потенциала Грузии.

«Продажа и поддержка этих вооружений не изменит военный баланс сил в этом регионе в целом», — уточнили в американском ведомстве.

По словам заместителя главы МИД Грузии Давида Залкалиани, технические особенности не позволяют использовать ПТРК Javelin в наступательных целях, об этом дипломат заявил прессе.

ПТРК Javelin — переносной противотанковый ракетный комплекс третьего поколения, производящийся компаниями Raytheon и Lockheed Martin. Система эффективна против всех видов бронетехники, способна работать в ночное время и в сложных погодных условиях. Главное преимущество ПТРК третьего поколения — возможность сменить позицию сразу после выстрела: ракета, выпускаемая Javelin, после захвата цели сама ложится на курс.

Заполучить такое оружие давно мечтает Киев. В разговоре с американским сенатором Ричардом Дурбиным президент Украины Пётр Порошенко заявил, что украинская сторона нуждается в поставке тысячи ПТРК.

«Я спросил президента, в чём вы нуждаетесь? И он ответил, что согласно Будапештскому меморандуму: мы отказались от тысячи ядерных боеголовок, можете ли вы дать нам тысячу противотанковых ракетных комплексов?», — цитирует Дурбина «Униан».

Жизнь на пороге

Грузия и Украина на протяжении последних лет безуспешно добиваются, чтобы их приняли в НАТО.

По мнению руководителя сектора проблем региональной безопасности Центра военно-политических исследований РИСИ Сергея Ермакова, Грузия продвинулась дальше Украины в контактах с альянсом.

«Во-первых, Грузия меньше, и масштабы её армии невелики, и ей проще внедрять стандарты, принятые в странах НАТО, чем Украине, чья армия достигает сейчас по численности 250 тыс. человек, — пояснил эксперт. — Кроме того, у НАТО есть большой интерес к черноморскому региону, где позиции альянса слабее, чем на Балтике. Грузия в этом отношении представляет особый интерес, учитывая её выгодное военно-стратегическое положение».

Едва успев провозгласить независимость в 1991 году, Грузия поспешила вступить в Совет североатлантического сотрудничества, задекларировав, таким образом, свою приверженность НАТО. Интеграционные процессы усилились после переворота 2003 года — Тбилиси объявил о планах по вступлению в альянс. В 2006 году парламент республики проголосовал за вступление страны в НАТО, в начале 2008 года состоялся референдум, на котором 77% жителей страны поддержали эту идею.

Однако, по итогам саммита НАТО, состоявшемся в Бухаресте в апреле 2008 года, Украина и Грузия не получили возможности присоединиться к Плану действий по подготовке к членству в НАТО (ПДПЧ) — этому воспротивились Германия и Франция, а также Италия, Нидерланды, Люксембург, Испания, Бельгия и Португалия.

Несмотря на все заверения о дружбе, США не оказали и значительной поддержки Грузии во время конфликта в августе 2008 года. При этом всего за неделю до начала боевых действий на базе Минобороны Грузии в Вазиани завершились совместные с американскими военными учения «Немедленный ответ — 2008», в которых приняли участие, 1000 солдат и офицеров ВС США и 600 грузинских военных.

В 2009 году Москва и Вашингтон договорились начать «перезагрузку» отношений, и видимый уровень американского военного присутствия в Грузии несколько снизился. В первую очередь эта тенденция коснулась сферы поставок оружия. В опубликованной WikiLeaks телеграмме американского посла в России Джона Бейерли от 2009 года говорится, что упрочнение военных связей с Грузией поставило бы под угрозу все усилия по перезагрузке российско-американских отношений.

«По нашей оценке, если мы дадим согласие на значимые военные связи с Тбилиси, Россия откажется от уменьшения напряжённости в среднесрочной перспективе и не будет чувствовать себя скованной, а наоборот, может даже перейти к более активному противодействию важнейшим стратегическим интересам США», — говорится в сообщении дипломата.

Навстречу реформам

Впрочем, уже в 2010 году в Грузии было открыто Бюро связи и взаимодействия НАТО, призванное, «поддерживать проведение реформ в стране». Да и «перезагрузка» продлилась недолго: в 2011—2012 годах отношения России и США омрачились, окончательный перелом наступил после принятия американскими властями «акта Магнитского», вводящего персональные санкции против ряда российских граждан.

Вашингтон и НАТО снова интенсифицировали сотрудничество с Грузией. Так, в 2012 году Госдеп заявил о готовности помочь грузинской стороне в сферах противовоздушной и морской обороны. В 2013 году Андерс Фог Расмуссен, занимавший в то время пост генсека НАТО, сообщил, что Грузия получит возможность участвовать в ротации сил быстрого реагирования (СБР) Североатлантического альянса.

В 2016 году у Грузии появилась первая рота «Альфа» с лицензией НАТО, которая может быть привлечена к операциям альянса в рамках СБР. В июне 2017 года стало известно, что аналогичную подготовку прошла ещё одна рота — «Чарли».

В августе текущего года в Тбилиси состоялось подписание Меморандума о взаимопонимании по выполнению Программы готовности обороны Грузии (GDRP). Как сообщил журналистам министр обороны Грузии Леван Изория, документ предполагает подготовку и комплектацию девяти грузинских батальонов в соответствии с натовскими стандартами. Для этих целей в Грузии будет создан дополнительный учебный центр НАТО на Вазианской военной базе.

«Эта помощь предусматривает закупку соответствующего снаряжения для девяти батальонов. Этот процесс уже начат», — заявил глава грузинского оборонного ведомства, комментируя итоги своего визита в США, состоявшегося 12—16 ноября.

Первые учения по линии GDRPВ состоялись в октябре 2017 года, в них принял участие третий взвод 1-й легкой пехотной роты 43-го батальона IV механизированной бригады вооруженных сил Грузии.

Однако альянс не спешит открывать двери для Тбилиси, ссылаясь на необходимость проведения в стране реформ.

Как заявил 17 ноября 2017 года генсек НАТО Йенс Столтенберг, выступая на форуме по международной безопасности в канадском Галифаксе, Украина и Грузия пока не провели все необходимые для полноправного вступления в альянс реформы.

На проведение оборонных преобразований в Грузии США в течение ближайших двух лет направят $100 млн, при том что годовой военный бюджет страны — около $300 млн. Для сравнения, Совет национальной безопасности (СНБ) Белого дома рекомендовал президенту США одобрить поставку Киеву вооружений в 2018 году на сумму $47 млн, об этом сообщила ранее телекомпания ABC со ссылкой на источники в Белом доме. Правда, изначально конгресс одобрил помощь Украине в размере $350 млн. Предполагалось разделить эту сумму на две равные части, вторая половина стала бы доступна после проведения Киевом реформ в сфере обороны. При этом объём запланированных Киевом военных трат на 2018 год составляет $6,3 млрд.

Оружейный транзит

Следует отметить, что в качестве активного сторонника приёма Грузии в НАТО выступает Варшава и Прибалтийские страны. Например, в 2008 году эти государства обратились к альянсу с просьбой ускорить процедуру присоединения Грузии к Североатлантическому военному блоку для «предотвращения агрессии и оккупации Грузии в будущем».

К этому вопросу руководство Польши возвращалось и в последующие годы — в мае 2017 года польский президент Анджей Дуда заявил, что Грузия заслуживает статус полноценного члена альянса.

Во время военного конфликта 2008 года Польша, страны Балтии и Украина дружно выступили в поддержку грузинской стороны. Киев даже оказал в те дни существенную военную поддержку Грузии, тогда президентом Незалежной был Виктор Ющенко.

«Самым неприятным для нас является тот факт, что в ходе вооружённого конфликта впервые в новейшей истории Украина сознательно воевала против Российской Федерации. И в первую очередь это касается применения Грузией поставленных с Украины вооружений ПВО», — цитирует РИА Новости генерал-майора Михаила Круша, командовавшего в те годы войсками ПВО Сухопутных войск ВС РФ.

По некоторым данным, Киев не только поставил Тбилиси средства ПВО, но и направил в Грузию своих военных специалистов.

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич считает, что поставленные в Грузию ПТРК Javelin могут в итоге быть переданы Украине.

«Кстати, такие движения давно идут не только через Грузию, но и через Польшу, через прибалтийские республики», — цитирует сенатора ФАН.

Похожей точки зрения придерживается и заместитель директора института стран СНГ Владимир Жарихин. По словам эксперта, американцы поставляли и поставляют Грузии вооружения, и не исключено, что неформально по этому каналу какие-то вооружения могли поступить на Украину.

Игра в одни ворота

У российских границ давно сформировался неофициальный военно-политический «подблок», и не так важно, состоят ли те или иные его участники в НАТО, или нет, считают эксперты.

«Альтернатива вступления или не вступления в НАТО немного искусственна. Вряд ли Грузию и Украину с их территориальными проблемами станут принимать в НАТО, — пояснил в интервью RT Владимир Жарихин. — Но уже сейчас эти страны находятся пусть и в неформальном, но тесном военном союзе с США. И при этом Вашингтон не несёт, по сути,  за них никакой ответственности и не обязан их защищать, что очень ему на руку».

По словам эксперта, наличие территориальных споров тоже не препятствие: «на этот случай у США всегда есть вариант заключения просто двустороннего военного соглашения, как это было сделано, например, в случае с Южной Кореей, невзирая на её проблемы с КНДР».

Однако, в отличие от Южной Кореи, Грузия и Украина готовы к «игре в одни ворота», предоставляя свою территорию и инфраструктуру для нужд НАТО, но не получая взамен никаких гарантий безопасности.

«Альянс придерживается предельно рационального подхода, ему нужны поставщики, а не потребители безопасности, об этом в НАТО говорят уже давно, — пояснил в интервью RT руководитель сектора проблем региональной безопасности Центра военно-политических исследований РИСИ Сергей Ермаков. — В этом качестве и Грузия, и Украина сегодня и выступают, предоставляя свои полигоны и участвуя в совместных с НАТО манёврах».

Говоря о «поясе» пронатовски настроенных государств, эксперты особо отмечают роль Польши. Варшава претендует на роль лидера в регионе, и  рассчитывает использовать НАТО как рычаг для реализации собственных интересов.

«При пристальном рассмотрении, НАТО не выглядит монолитной организацией. Внутри альянса есть конфликты интересов. Есть страны Бенилюкса, бывшие основателями НАТО, и их, к примеру, мало волнуют проблемы на востоке Украины, и нести за неё ответственность они не хотят. Есть амбициозная Польша, которая старается играть всё более значимую роль и рассматривает НАТО как площадку для того, чтобы укрепить своё влияние, стать проводником политики НАТО, быть лидером  в глазах стран-неофитов, таких как Украина и Грузия»,— подытожил Ермаков.

Надежда Алексеева, RT