Протоиерей Андрей Ткачев рассуждает о том, какие проблемы ожидают государство, если у власти стоят порочные правители

Сегодня я бы хотел выразить несколько слов по части отношения к власти, исходя из Священного Писания. У всяких болтологов-либерологов есть свои претензии к власти, и у нас, верующих людей, должны быть претензии к власти, основанные на Священном Писании.

Я прошу вас записать или запомнить. Книга Экклезиаста, или проповедника, 10-я глава, 16-й стих. Там говорятся следующие слова: «Горе тебе, земля, когда царь твой отрок, и когда князья твои едят рано». На этой цитате мы сегодня построим краткую беседу.

Во-первых, демократизация всех сторон жизни предполагает заведение малолеток во власть. Не молодых людей. 30 лет – это уже не молодой человек, а созревший мужик. А, например, 19, 20, 25 лет – это еще пока младенчик, в смысле, молодой человек. А есть совсем малолетки. Революция выносит наверх типа Гайдаров, таких 18-летних командиров полков. И они кровавы до безумия, потому что не знают жизни. Они жестоки из-за того, что идеология затуманила им голову.

Писание говорит, что горе тебе, земля, когда царь твой отрок, и когда князья твои встают поздно, и едят сразу, как только встанут. То есть начинают есть, как только проснутся. В противоположность говорится, что благо тебе, когда князья твои насыщаются за едой, но не упиваются и не объедаются. То есть когда у них обед не переходит в пиршество. Это такая важная характеристика нравственности начальников. Как к этому прийти – отдельный вопрос.

Здесь есть некая констатация. Горе тебе, земля, когда малолетки тобой командуют, и когда князья твои, просыпаясь, за стол садятся, и едят и пьют бесконечно до самого вечера, или с вечера до утра. По сути, мы читаем здесь некое скрытое требование аскетизма к начальствующим.

Что такое начальствующие? Это служащие. Человек, который стал на службу, заступил на пост, и он боится отлучиться от поста, во-первых; во-вторых, заснуть на посту. В-третьих, он боится объесться и опиться так, чтобы быть не способным пост свой охранять. Он находится «на стрёме». Он все время как бы пристегнут. У него оружие боевое, и он подотчетен. И если не народу при демократии, то Богу при монархии — все равно хозяин есть, начальник есть. И я отвечаю за жизнь свою. Но горе стране, у которой начальники много едят.

Горе стране, у которой начальники едят с утра, и до вечера не заканчивают. И вечером, ночью ворочаются на ложе своем, с толстыми пузами, не могущие заснуть, ибо объевшийся спит плохо. Потом с утра встают – и опять едят, пьют и так далее. А на главных постах малолетки сидят безусые, которыми командуют, дергая за нитки, старые прохиндеи. Регенты, были такие случаи, когда малолетка при власти, а у него регенты, которые командуют им. Это ужасно. Народу в это время – горе.

Поэтому что же благо для народа? Когда командуют нами зрелые, созревшие, постаревшие на госслужбе мужи. Которые едят только для подкрепления, не превращая обеды в пиршества, поднимают рано, ложатся поздно, и отдают свои силы на то, чтобы заниматься тяжелой работой госслужбы и управления. То есть идея служения. Нужно вернуть в жизнь, имплементировать идею служения. Не стрижения овец и не резания их, а пасения овец и служения людям.

Так говорит Экклезиаст, глава 10, стих 16. Проверьте, прочитайте, сами убедитесь.