В четвертую годовщину Майдана украинскую столицу вновь всколыхнут политические акции. Отметить 21 ноября День достоинства и свободы в самом сердце Киева готовится целый ряд организаций. Обещают палатки и риторические вопросы к президенту.

Что планируется в столице к годовщине событий 2013 года, разбиралась «Страна».

Президент отметит день десантника

21 ноября в Украине отмечают День Достоинства и Свободы. Эта дата приурочена к годовщине Революции Достоинства и считается знаковой для страны, хоть и не является официальным выходным днем.

Поэтому когда киевская власть объявила о том, что в этот день с 9 утра до 14-00 будут перекрыты центральные улицы и подъезды к Софиевской и Михайловской площадям, сперва многие подумали, что украинская власть примет участие в мероприятиях, приуроченных к этому дню.

Однако, как оказалось, президент Украины примет участие в совершенно другом мероприятии — посвященном Дню десантника, который в этом году как раз перенесли с августа на ноябрь.

Об этом сообщила пресс-служба Главы государства.

Другие планы главы государства на момент написания данной статьи еще не были известны.

«Будем разбивать палатки»

Ряд движений и общественных организаций, в частности «Коалиция участников Помаранчевой революции» (КУПР), Добровольческое движение Организации украинских националистов (ДР ОУН), Комитет освобождения политзаключенных и прочие организации майданного толка готовятся в 17.00 начать бессрочную акцию протеста. С палатками, как и 4 года назад.

Глава КУПР Сергей Мельниченко в разговоре со «Страной» говорит, что главное требование участников Майдана — отчет власти, кто наказан за преступления четырехлетней давности.

«Четвертую годовщину Майдана мы отметим не празднованием, не бокалами шампанского. Мы соберемся на Майдане Незалежности и мы будем ставить палатки. К этой власти выдвинуто единственное требование — отчитаться, кто наказан по делу избиения студентов, и кто наказан за расстрел Небесной Сотни. Мы даем президенту время до 29 ноября, до годовщины разгона студентов, выйти и отчитаться. Хотим слышать отчет президента, про то, что уже выполнено. Вы знаете, я был тогда там, и я 4 года жду пока накажут того, кто меня бил. Нифига, простите, не сделано из того, что нам обещал президент. Я хочу чтобы наказали тех, кто виновен. 300 человек «Беркута» были на Майдане, а мне говорят, мы не можем их привлечь к ответственности, они были в масках. Не важно бил он или нет, он превышал свои полномочия, он нарушал мое право на мирный протест. А теперь по некоторым статьям в следующем году уйдут сроки исковой давности и вообще никто не ответит за свои преступления. Поэтому я хочу прийти на Майдан и услышать результат расследования. Не хочу, чтобы виновным все сошло с рук, а затем, чтобы мне ребенок сказал — «Тату, ти лох», — говорит «Стране» Мельниченко.

По его словам, участники Майдана заявили об участии в своей бессрочной акции 5 тысяч человек.

Однако, массовке могут помешать… архитектурные решения столичной власти: на Майдане выставлена инсталляция с фото погибших из «Небесной сотни». Уже не в первый раз киевская власть дает разрешение на установку этих инсталляций общественной организации «Развитие ради будущего», которую возглавляет режиссер-постановщик Сергей Проскурня.

Например, к третьей годовщине трагических расстрелов на Майдане эта же организация устанавливала мультимедийные — с подсветкой — портреты погибших.

«Раньше была йолка, теперь эти инсталляции. Власть свои методы не меняет. И делает все, чтобы на Майдане не собралась критическая масса людей. Но если президент не выйдет и не отчитается, то ему или придется разогнать нас, или мы пойдем выносить их», — добавил глава КУПР.

Замглавы добровольческого батальйона ОУН* Тарас Козлишин, в свою очередь, отмечает, что революция достоинства в Украине еще не закончилась. Поэтому, по его словам, невозможно спрогнозировать, чем закончатся нынешние акции.

«О каком праздновании Дня достоинства и свободы может идти речь, когда коррупция и беспредел не закончились, когда мы скатились к первому месту в мире по уровню коррупции, когда человеческие права нарушаются на каждом шагу, когда каждый шаг против власти сразу клеймится, что это рука Кремля. Унижение патриотов при президенте Порошенко происходит чаще и больше, чем при диктаторе Януковиче. Эта пороховая бочка рано или поздно взорвется», — говорит представить Организации украинских националистов Тарас Козлишин.

Политики не торопятся митинговать

Другие политсилы о своем участии в акциях в честь годовщины революции пока не заявляли. Глава «Хвыли» Виктор Чумак рассказал «Стране», что отправится в регионы читать лекции в местных вузах.

В ВО «Свободе»* также не определились с форматом участия в акциях в честь Дня достоинства и Свободы.

Даже в Рухе Новых сил Михаила Саакашвили на момент выхода публикации еще не знали, что будут делать в эту памятную дату.

«Скорее всего, завтра он эти движухи поддержит. Может даже свои палатки на Майдане решит расставить», — сообщили «Стране» источники в окружении Михо.

В тоже время другая соратница Саакашвили Ольга Галабала заявила, что никаких специальных акций 21 ноября МихоМайдан устраивать не будет.

«Власть боится, что ее противники начнут объединяться»

Оценивая такую вялость политических сил в подготовке к годовщине революции, опрошенные «Страной» эксперты прихода нового «шатуна» не предрекают.

«Я думаю, что это будет просто попытка испортить властям празднование. Но особого «шатуна» ожидать не стоит, потому что мы живем в такое время, когда каждый день разгораются скандалы, был целый вал коррупционных скандалов, мобилизировались радикальные противники власти, свои митинги проводят Саакашвили и его сторонники. И это уже никого не удивляет. Все это вылилось в то, что в центре Киева происходит уже некая хроническая форма протестов», — говорит «Стране» политолог Руслан Бортник.

По его словам, сами протесты не станут потрясением для власти потому что некому их возглавить и озвучить понятные и близкие большинству требования, чего пока не наблюдается.

«Массовые Майданы не могут происходить слишком часто. В промежутках между двумя предыдущими Майданами был и налоговый Майдан, и другие протесты. Поэтому никогда нельзя спрогнозировать, какой протест будет успешным, а какой нет. Нового Майдана боится власть, боится синергии протестных акций, когда все эти КУПРы, ОУНы начнут объединяться с кем угодно — от Саакашвили до владельцев евроблях. Поэтому будут беспрецедентные силовые меры, усиленная безопасности и что угодно, чтобы не допустить объединения усилий», — говорит «Стране» политолог Андрей Золотарев.

*организация запрещена в РФ

Галина Студенникова, Кирилл Малышев, «Страна», Украина