Руководство Китая, похоже, начинает постепенно менять экономический курс. Главным приоритетом становится не быстрое развитие экономики, как это было последние пару десятилетий, а борьба с огромным госдолгом, продолжающим быстро расти

Моста в китайском Наньтуне (ноябрь 2017 года) конечно, будет достроен, но другим инфраструктурным проектам больше не будет автоматически включаться «зеленый свет»

О смене курса не было объявлено официально, но налицо свидетельства того, что китайское руководство начинает менять экономическую политику. Британская Financial Times приводит такой пример: Пекин велел властям Баотоу, города во Внутренней Монголии, автономном регионе на севере страны, остановить строительство метро. Смета проекта составляет 30,5 млрд юаней (4,6 млрд долларов). 60% затрат городские власти собирались покрыть за счет банковских займов. Для Баотоу это очень крупный проект. Стройка началась в мае, но осенью неожиданно остановилась.

За последнее десятилетие местные власти в Китае в основном финансировали инфраструктурные проекты, призванные помочь развитию экономики, за счет долговых инвестиций. В августе МВФ предупредил Пекин, что такими темпами долги нефинансового сектора КНР превысят 290% от ВВП. В прошлом году эта цифра составляла 235%.

Одним из признаков смены курса стало выступление Си Цзиньпина в прошлом месяце на XIX съезде КПК. Он отошел от давней традиции и в своем докладе неожиданно для всех не упомянул цели по темпам роста экономики КНР. Это стало еще одним доказательством того, что партия и правительство не намерены больше «зацикливаться» на высоком экономическом росте любой ценой, как раньше.

На прошлой неделе раскритиковал расточительность местных властей и президент главного банка Китая Чжоу Сяочуань. «В хорошие времена отрасли экономики и местные правительства стремились к быстрому росту, для чего им требовались легкие деньги», — написал он на сайте People’s Bank of China.

Выступая в октябре на осенней встрече МВФ и ВБ в Вашингтоне, Чжоу также подчеркнул, что местные власти в Китае осуществляют большую часть финансирования инфраструктурных проектов через банки и другие кредитные учреждения. «Результатом такой политики стала недооценка банками и другими финансовыми учреждениями финансовых рисков, которые берут на себя провинциальные и городские правительства», — сказал Чжоу Сяочуань.

По словам одного из руководителей города Баотоу, просившего не называть его имя, строительство было остановлено после того, как в августе город посетил Юй Чжэншэн, четвертое лицо в КПК (до XIX съезда). О решении приостановить строительство метро первым объявил финансовый журнал Caixin.

Власти Баотоу утверждают, что трехмиллионный город остро нуждается в метро. Не далее как в июле на сайте городской администрации появилась статья о том, что горожане мечтают о метро и что темпы строительных работ ускоряются.

Но финансовое положение Баотоу оставляет желать лучшего. Доходы за три первых квартала 2016 года составили 17 млрд юаней, что на 25% меньше, чем за такой же период 2015 года. Метро могло бы увеличить долг Баотоу, который сейчас составляет 90 млрд юаней, как минимум на 20%. Несмотря на утверждения городских властей, что Баотоу крайне нуждается в метро, в Пекине в этом сомневаются. Население города по китайским меркам не такое уж и большое. Причем, две трети его живет в селах поблизости.

«Баотоу не особенно нуждается в метро», — считает Джона Шорт, глава исследовательского подразделения инвестиционной группы Sun Hung Kai Financial.

Для обуздания долга центральное правительство ужесточает и кредитную политику. Национальное бюро статистики КНР сообщило во вторник, что рост инвестиций в городские инфраструктурные проекты в первые 10 месяцев года замедлился. Однако их темпы по прежнему достаточно высоки: 7,3%. В январе-октябре, также замедлившиеся темпы инвестирования госпредприятий и частного сектора составили 10,9% и 5,8% соответственно.

Сергей Мануков, «Expert Online»