Сегодня известный обозреватель Виктор Мараховский открывает свою авторскую колонку на сайте Царьград. Его первый материал посвящен проблемам «цифровизации» современного общества

Заметили вы или нет, но поток пугающей футурологии на страницах СМИ в последние месяцы резко вырос. Почему — примерно понятно. Только к 2017 году набралось критическое число кирпичиков-элементов, из которых даже средний интеллектуальный деятель в состоянии сложить продвинутую модерновую антиутопию.

Эти кирпичики сложились благодаря:

Провалившемуся швейцарскому референдуму о введении безусловного базового дохода (сегодня о ББД знает каждый, о нем поминают даже в сериалах как о рутине грядущего, а ведь референдум был только что, летом 2016-го). Ну и зимой-весной нынешнего года — социальные эксперименты с введением этого самого дохода в Финляндии и Канаде. Так в массовое интеллектуальное сознание попало понятие «безусловный базовый доход».

Кампании за «цифровизацию» в России, которая естественным образом означает распределение многих миллиардов казенных рублей. В рамках гонки за финансированием претендующие на долю центры стали столь активно продвигать понятия «биг дата», «блокчейн» и «нейронные сети», что перестарались (как обычно у нас бывает), и эти фразы уже начали употреблять иронически. Например, в мемах с использованием образа Г. О. Грефа. Ряд озвученных пророчеств, включая планы того же Германа Оскаровича поувольнять сколько-то юристов и заменить их искусственным интеллектом, возродили и вернули в активное обращение заодно и ИИ.

Лихим исследованиям Uber и Tesla по поводу беспилотных автомобилей, грузовых и пассажирских, а также роликами со склада некоего интернет-магазина, где по огромному безлюдному помещению ездят и возят на себе стеллажи с товарами роботы-таблетки. Интеллектуалы выучили понятие «кибербезработица».

Марховский
Виктор Мараховский. Фото предоставлено автором.

Наконец, до мейнстримных СМИ дошли данные о социальной поляризации и размывании среднего класса в передовых странах. Процессы, о которых СМИ антимейнстримные, полемические писали еще пятью годами ранее. Мейнстримные интеллектуалы обнаружили, что технический прогресс ведет к имущественному и финансовому расслоению общества, и начали по этому поводу рефлексировать.

В результате мы имеем дело с целым валом более или менее обоснованных футурологических текстов «ближнего прицела», в которых будущее именуется то «киберфеодализмом», то «робовладением», но во всех случаях описывается примерно так:

  • Невероятно технологичное производство, руководимое ИИ, а выполняемое роботами (биг дата, нейросети);
  • Невероятно технологичная логистика, руководимая ИИ, а выполняемая роботами (нейросети, ИИ, обезлюживание труда);
  • Невероятно технологичные профессии, ранее бывшие поляной людей (в том числе врачи, парикмахеры, журналисты и официанты), а ныне ставшие поляной роботов (ИИ, нейросети, биг дата);
  • Невероятно богатый класс владельцев всего этого «железа» и софта на нем — класс крошечный, живущий фактически с процентов;
  • Обширный класс неимущих и в общем-то безработных людей, живущих на ББД — живущих настолько хорошо, насколько милостивы к ним владельцы всей обезлюженной из-за прогресса цивилизации.
  • И продвинутая слежка за всеми — с использованием ИИ, коптеров, биг даты и блокчейна. Чтобы живущий на пособие народишко не очень бунтовал и не требовал большего.

Типичным образчиком подобного публицистического нуара (я предлагаю называть его, по аналогии с киберпанком и стимпанком, нищепанком) может служить, например, вот такой текст.

Там есть почти все перечисленное выше и даже несколько более залихватских прогнозов — в частности, о том, что не только «профессии молчаливых знаний» или «профессии точных рук», но и творческие профессии роботами также будут легко вытеснены, потому что «нейросети ничем не уступают человеку в так называемом творчестве — могут и картину написать, и музыку сочинить в указанном стиле».

Что в данном тексте (типовом для нищепанковского жанра) бросается в глаза?

Во-первых, перечисленные примеры чудесного технологического обезлюживания труда в действительности являются примерами удачного паразитирования на уже сложившейся человеческой цивилизации.

убер
Фото: Jaap Arriens/Zuma/TASS

Тот же Uber (компания, кстати, многомиллиардно убыточная, живущая за счет выпуска акций) использует людей-водителей именно потому, что не несет за них никакой ответственности — ни юридической, ни социальной. Что заставляет предположить: все ее разговоры о скором введении беспилотных автомобилей — просто подогрев рынка акций. То есть васюкостроение, подобное гиперлупу от Маска. Ибо даже если бы самодвижущиеся фуры уже вышли с полигонов на большую дорогу, ответственность за них стал бы нести тот самый Uber. И эта ответственность утопила бы его весьма быстро.

Что касается компании Amazon, то там пару лет назад там тоже был неплохой скандал. В Германии на амазоновских складах были обнаружены «тысячи не говорящих по-немецки работников из Восточной Европы, работающих под присмотром охранников в полунацистской униформе». Эти работники — так сказать, «прекариат» — содержались в довольно отвратительных условиях, но собственно компания к ним отношения не имела, потому что пользовалась фирмами-промокашками.

И даже Foxxcon, весьма технологично делающая технологичные лазерные панели на не слишком людных заводах, вероятно, в конечном итоге намеревается их продавать все-таки настоящим людям. Способным и готовым расстаться с увесистой суммой для того, чтобы получить новый экран.

То есть в пугалках о приближающейся антиутопии пока что не хватает конкретики в той части, которая демонстрирует замену неэффективных людей «молчаливого знания» (от медсестер до грузчиков и парикмахеров) эффективными роботами.

Во-вторых, описание 50-процентной безработицы, конечно, игнорирует один простой момент. Мы живем в мире демографического кризиса, помноженного на растущую продолжительность жизни. То есть в мире, где по меньшей мере на несколько десятилетий вперед занятость масс будет смещаться в сторону ухода за стариками. И если сегодня сиделкой работает каждый 20-й, то спустя 30 лет сиделкой будет, грубо говоря, каждый 7-й. При этом сиделок (а люди-сиделки сегодня уже есть, в отличие от сиделок-роботов) не то чтобы будет в избытке — хотя бы потому, что младшие поколения при демографическом кризисе малочисленнее старших.

Ну и, наконец, в-третьих и в-главных.

Хотелось бы лично мне посмотреть на мир, в котором обездоленное и безработное большинство нищенствует на пособиях в то время, как захватившее все меньшинство благоденствует за высокими заборами.

Такой мир невозможен практически — не только потому, что автоматизированные автомобили и роботов-работников новые луддиты будут ломать гораздо быстрее и дешевле, чем кто-либо будет их чинить и делать новые.

Но еще и потому, что в мире, где большинство человечества будет выкинуто за рамки понятия «эффективность», вопрос всемирной пролетарской революции без всяких кавычек будет вопросом считанных лет.

Потому что в нашем весьма несправедливом и жестоком мире людей от насильственной борьбы с несправедливостью чаще всего удерживают необходимость зарабатывать на жизнь и надежда сделать эту жизнь лучше.

Отобрав у большинства и труд, и надежду, любой нищепанк тут же обессмыслит само понятие «эффективности». Потому что в центре понятия эффективности стоит человек — массовый человек и его представления о полезном.

И если Человека Большинства выкинуть за скобки, то строй, который это сделает, сам себе подпишет смертный приговор.