Миф о русском пьянстве пытались разоблачить еще в советское время. Но эти попытки производили странное впечатление. «Некоторые думают и говорят о том, что у нас, мол, много водки пьют, а за границей, вот, мало пьют. Это в корне неверное представление. Вот цифры душевого потребления водки, вина и пива в переводе на чистый спирт в 1931 году во Франции — 18,9 литра, в Бельгии — 11,2, в Англии — 3,2, в СССР — 1,6… Но почему же до сих пор шла слава о русском пьянстве? Потому, что при царе народ нищенствовал, и тогда пили не от веселья, а от горя, от нищеты. Пили, именно, чтобы напиться и забыть свою проклятую жизнь. Достанет иногда человек на бутылку водки и пьет, денег при этом на еду не хватало, кушать было нечего, и человек напивался пьяным. Теперь веселее стало жить. От хорошей и сытой жизни пьяным не напьешься… Весело стало жить, значит, и выпить можно…»[186] — так рассуждал сталинский нарком пищевой промышленности Анастас Микоян в 1936 году. Интересные рассуждения — с одной стороны, вроде как разоблачение легенды о русском пьянстве, с другой — описание жуткой картины спаивания народа в старой России, с третьей — рассуждения, что пить можно и от хорошей жизни…

Советские пропагандисты пытались представить дело так, что, мол, в старой России народ пил много, и пил, потому что спаивало его государство, а спаивало оно народ затем, чтобы, во-первых, получить доход от продажи водки, а во-вторых, чтобы выпивший народ поменьше думал о своем освобождении. Зато в советские времена государство о народе заботилось, а пьянство объявлялось пороками отдельных личностей.

Как было на самом деле? Обычно, когда рассматривают проблему употребления алкоголя, производят сравнение с другими странами. Нам подобный подход кажется неверным, и вот почему.

Во-первых, структура потребления алкоголя в каждой стране своя. Во Франции, Италии или Испании ее основу составляет столовое виноградное вино, которое употребляют в умеренных дозах вместе с основной едой. Естественно, что эти страны занимают первые места в рейтингах потребления алкоголя на душу населения, но сам характер этого употребления делает его малоопасным для здоровья нации.

Во-вторых, больший уровень употребления алкоголя в других странах, схожих по структуре потребляемых напитков, является слабым утешением, когда мы говорим об ущербе, наносимом алкоголем национальному здоровью.

Для любителей сравнивать укажем, что в 1910 году Российская империя занимала предпоследнее место в Европе по среднедушевому потреблению алкоголя, меньше пили только в Норвегии.

Как менялся уровень потребления алкоголя в России в XX веке? Обратимся к данным статистики.

 

Потребление спирта на душу населения, в литрах

1903 год — 6,4

1908 год — 7,0

1913 год — 7,4

1915* год — 1,2

1940 год — 1,55

1960 год — 2,94

1965 год — 4,38

1970 год — 6,8

1975 год — 9,29

1980 год — 14,2

1985** год — 13,3

1987 год — 11,0

1992 год — 12,92

1995 год — 15,8

2000 год — 16,2

 

* С начала Первой мировой войны в августе 1914 года в стране действовал сухой закон, отмененный большевиками в 1925 году.

** С 1965 по 1987 год в СССР проходила так называемая антиалкогольная кампания.

 

Представленные в таблице данные позволяют нам сделать вывод, что все время советской власти потребление алкоголя в стране возрастало, превысив к началу 70-х годов уровень потребления Российской империи. Это подтверждается и статистикой производства пищевого спирта в СССР.

 

ПРОИЗВОДСТВО ЭТИЛОВОГО СПИРТА ИЗ ПИЩЕВОГО СЫРЬЯ В СССР, МЛН ДЕКАЛИТРОВ

(Этиловый спирт из пищевого сырья)

 

1940  год — 89,2

1950  год — 66,8

1955  год — 107,7

1960  год — 105,3

1965  год — 128,7

1970  год — 158,0

1974  год — 184,0

 

Даже в годы горбачевской антиалкогольной кампании в Советском Союзе пили больше, чем в Российской империи. Собственно, на этом можно было закрыть тему пьяной России, но наша цель не только разоблачить миф, но показать, как на самом деле подходило правительство империи к проблеме потребления населением алкоголя, тем более что это будет весьма поучительным рассказом для современного поколения россиян.

Впрочем, от мифов нам никуда не уйти. По историческим книгам и публицистическим статьям по сию пору ходит рассказ о пьянстве… самого царя Александра III. Этот рассказ является важной частью мифа о русском пьянстве — удивительно ли пьянство в стране, где правитель сам пристрастен к горячительным напиткам? Современные исследования (свободные от идеологического контроля) с убедительностью доказывают, что «пьянство Александра III» не более чем гнусная и подлая клевета на русского государя. В новейшем исследовании «Медицина и императорская власть в России. Здоровье императорской семьи и медицинское обеспечение первых лиц России» на основании медицинских документов из архива Придворной медицинской части Министерства императорского двора полностью опровергается версия об алкоголизме и чрезмерном употреблении спиртного царем-миротворцем. Напротив, данные врачей свидетельствуют о низкой предрасположенности императора к горячительным напиткам, которым он предпочитал сельтерскую минеральную воду и квас[187].

Доктор исторических наук А.Н. Боханов, занимаясь биографией Александра III, подробно рассмотрел, как был сфабрикован миф о «пьянстве царя»[188].

Император Александр III в кругу семьи

Согласно мифу, государь регулярно употреблял спиртное в компании начальника дворцовой охраны генерал-адъютанта П.А. Черевина (1837—1897) и источником сведений о пресловутой «фляжке в сапоге» являются мемуары самого генерала. Но что интересно, сам генерал Черевин, действительно имевший склонность «заложить за галстук», никаких мемуаров после себя не оставил. Согласно мифу, он за рюмкой спиртного поделился своими воспоминаниями с физиком П.Н. Лебедевым, с которым якобы встречался за границей. Интересно, что Лебедев тоже не оставил никаких записок или мемуаров, а, согласно легенде, в 1911 году рассказал «правду о пьянстве императора» русскому революционеру-эмигранту В.П. Бурцеву, который и обнародовал их в 1912 году в эмигрантском издании «Будущность». Примечательно, что публикация произошла после смерти П.Н. Лебедева, скончавшегося в начале 1912 года. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что никакой достоверной информации о «пьянстве русского царя» эсэр Бурцев не имел, а попросту сочинил пасквиль, стремясь дискредитировать «ненавистное самодержавие». После революции выдумка Бурцева пошла гулять по страницам советских книг, да так и бродит по сию пору.

Эта клевета тем более обидна, что именно правительство императора Александра III приступило к разработке и реализации мер по ограничению потребления спиртного населением. В наследство от либерального правления Александра II новому государю досталась акцизная система реализации водки — хорошо знакомая нашим современникам. При этой системе спиртные напитки производились на частных заводах, а государство собирало с производителей специальный налог — акциз и в меру своих сил пыталось контролировать качество продукции. Реализовывалась водка в кабаках — специальных питейных заведениях, где ничего, кроме водки, и не продавалось.

В 1881 году совещание министров решило провести более существенные изменения: заменить кабак трактиром и корчмой, то есть точками, которые бы торговали не только «голой» водкой, но где к водке можно было бы получать еду, закуску, что, несомненно, вело бы к меньшему проявлению опьянения. Вместе с тем впервые в России был поставлен вопрос о том, чтобы разрешить продажу водки на вынос порциями меньше ведра, то есть ввести розничную бутылочную торговлю водкой. До 1885 года водку продавали на вынос только ведром, а бутылки существовали лишь для иностранных виноградных вин, которые в этих бутылках и поступали из-за границы. Задачи перехода на бутылочную торговлю водкой, ставившие своей целью разрешить людям пить водку в домашних условиях и не столь много в один присест, наталкивались на такое препятствие, как отсутствие в России развитой и массовой стекольной промышленности. В то время водку в нашей стране продолжали пить так же, как и в средневековье: из-за отсутствия тары лишь в определенном месте — трактире и сразу большой мерой — не менее чарки[189].

Введение бутылочной торговли помогло мало. Мастеровой люд, купив четвертинку водки, тут же выпивал ее у дверей лавки залпом лишь только потому, чтобы отдать обратно посуду и получить ее стоимость.

Поэтому правительство приняло решение о постепенном введении в России государственной монополии на производство водки. Сама реформа шла в течение восьми лет, с 1894 по 1902 год, и включала в себя целый ряд преобразований.

Важно отметить, что вопреки распространенному мифу, проводя реформу, правительство не имело в виду экономических выгод. Акцизная система приносила в казну большую прибыль, нежели водочная монополия. Власть сознательно шла на сокращение доходов от водки, о чем недвусмысленно писал в своем циркуляре от 22 декабря 1894 года один из авторов реформы — министр финансов Российской империи Сергей Юльевич Витте:

«Министр финансов убежден, что предпринимаемая реформа не заключает в себе существенных условий для ослабления питейного дохода. Если бы, однако, новые условия, в которых имеет поступать питейный доход с введением казенной продажи вина, привели бы к уменьшению этого дохода, что может случиться лишь вследствие уменьшения в населении потребления спиртных напитков, — то министр финансов твердо убежден и считает совершенно необходимым это высказать с совершенной положительностью, что и такой финансовый результат питейной реформы не должен внушать возможности общего, вследствие того, ослабления государственных ресурсов, потому что при уменьшении потребления крепких напитков, когда такое обусловливается развитием в населении склонности к воздержанию, одновременно увеличивается, и даже в большей мере, трудовая производительность населения, а по той и другой причине образуются и возрастают сбережения, которые обеспечивают населению как более достаточное удовлетворение других жизненных потребностей, так и возможность более исправной уплаты податей. Таким образом,недополученное по питейному доходу, вследствие уменьшения потребления крепких напитков, поступит в казну частью в виде других косвенных налогов, частью в виде прямых налогов, при одновременном общем возвышении народного благосостояния, а также и самой нравственности населения. Поэтому,если бы предпринятая реформа дала понижение питейного дохода при наличии признаков, указывающих одновременное улучшение благосостояния населения, то такой результат реформы должен считаться полным успехом ее и будет поставлен в заслугу чинам акцизного ведомства при оценке их деятельности по осуществлению реформы»[190].

Раз уж мы заговорили о доходах, то упомянем и еще одну составляющую мифа о русском пьянстве — роль доходов от продажи спиртного в государственной казне. Еще в начале XX века оппозиция называла бюджет страны «пьяным», так как значительную часть государственных доходов составляли питейные сборы. В советское время тезис о «пьяном бюджете» развернули в контексте намеренного спаивания правительством населения для увеличения доходов казны.

Однако, как мы видели выше, русское правительство было согласно на уменьшение питейных доходов, рассчитывая на «возвышение народного благосостояния». Если же сравнить долю питейного дохода в бюджете России с аналогичными показателями в бюджетах других стран, то мы увидим следующее.

 

ПИТЕЙНЫЙ ДОХОД В РОССИИ В КОНЦЕ XIX ВЕКА В СОПОСТАВЛЕНИИ С ПИТЕЙНЫМ ДОХОДОМ В ДРУГИХ КРУПНЫХ СТРАНАХ ЕВРОПЫ (В ПРОЦЕНТАХ К ОБЩЕМУ БЮДЖЕТУ КАЖДОЙ СТРАНЫ)[191]

Россия — 24

Великобритания — 27

Франция — 14

Германия — 11,5

Италия — 3

 

Как отмечал известный исследователь истории водки в России Вильям Похлебкин: «Россия вовсе не была каким-то «пьющим исключением», где водка играла значительную роль в государственном бюджете и экономике: достаточно сравнить роль виски в Великобритании, считавшейся когда-то самой культурной страной в мире. Водка и крепкие напитки давали доход в бюджет не только потому, что в России не было иных источников финансирования в то время. Даже в промышленно развитой Англии виски играло не меньшую роль, а во Франции — коньяк. Дело в том, что все эти напитки для каждой из указанных стран всегда были и остаются продуктами массового потребления, а потому приносят стойкий доход»[192].

 

Главными задачами реформы были:

1) полностью изъять производство и торговлю водкой в стране из частных рук, полностью ликвидировать подпольное самогоноварение, сделав его ненужным и невыгодным;

2) высоко поднять качественный стандарт водки, сообразуясь с историческим опытом, достижениями русского винокурения и с новейшими техническими и научными достижениями промышленности, гигиены и органической химии;

3) не ставя искусственной и исторически преждевременной задачи ликвидировать пьянство как социальное зло, сделать все возможное для того, чтобы привить русскому народу культуру потребления водки и других алкогольных напитков.

Кабаки упразднялись; в учреждаемых казенных винных лавках (прозванных в народе «монопольками») спиртные напитки продавали только на вынос. Водочные изделия приготовлялись на частных заводах из купленного у казны ректифицированного спирта и сдавались в казну же для продажи на комиссионных началах в казенных винных заведениях. Право торговать крепкими напитками имели также содержатели трактиров, железнодорожных буфетов, бакалейных и фруктовых лавок. Но лишь с дозволения государственных инстанций. Цена на водку устанавливалась повсюду одинаковая, чем делалась невыгодной тайная торговля[193].

Первоначально винная монополия была введена в четырех губерниях страны — Оренбургской, Пермской, Самарской и Уфимской. Зона действия реформы постепенно расширялась, и с 1902 года водочная монополия государства действовала по всей стране.

Нагрудный знак Попечительства о народной трезвости

 

Важной составляющей реформы стало создание попечительств о народной трезвости — общественных организаций, получавших частичное финансирование от казны. С санкции властей они создавались в каждой губернии примерно за полгода до введения в ней винной монополии. В задачи губернских попечительств входило:

1. Ходатайствовать перед правительственными органами о мероприятиях, способствующих уменьшению пьянства;

2. Оказывать содействие учреждениям и частным обществам, деятельность которых направлена на народное отрезвление;

3. Осуществлять надзор самостоятельно и совместно с полицейскими органами за правилами торговли крепкими напитками как в заведениях, содержимых частными лицами, так и в казенных винных лавках;

4. Распространять среди населения здравые понятия о вреде неумеренного потребления крепких напитков;

5. Организовывать для населения мероприятия, дающие возможность проводить свободное время вне питейных заведений, в чайных, столовых, читальнях при чайных, в библиотеках и пр.;

6. Принимать меры попечения о лечении страдающих запоем, организовывать собственные специальные больницы, амбулатории;

7. Издавать брошюры и листки для распространения в народе убеждения о вреде пьянства и необходимости обращаться к врачам и в больницы, а также для выяснения значения отдельных народных средств для лечения от пьянства.

 

Средства попечительств складывались из отпускаемых из казны сумм, частных пожертвований, членских взносов (до 5 рублей в год), доходов от чайных, благотворительных спектаклей и т.д. От казны отпускалось ежегодно порядка 50 тыс. рублей на губернию. В 1900 году на нужды всех попечительств было выделено 2 млн. 700 тыс. рублей, причем деньги эти были взяты из дохода казны от питейных сборов.

Комитеты попечительств о народной трезвости развернули активную деятельность во всех губерниях страны. В их состав вошли чиновники, представители земств, городские обыватели, крестьяне. Заметную роль в деятельности комитетов играли священнослужители.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский, благословляя общества трезвости, говорил такие напутственные слова: «Сие доброе дело Бог непременно благословит, так как пьянство подобно четырехголовому кровожадному змею-людоеду, пожирающему души христиан. Если хоть одну голову отсечете — это будет заслуга перед Богом, Царем и Отечеством».

о. Александр Васильевич Рождественский, основатель Александро-Невского общества трезвости в Санкт-Петербурге

 

В Санкт-Петербурге и окрестностях широкой известностью пользовался создатель Александро-Невского общества трезвости священник Александр Васильевич Рождественский (1872-1905). В народе его называли «апостолом трезвости».

В 1897 году он, выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, назначается священником в небольшой деревянный храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Окрестные жители называли ту местность у Обводного канала Варшавкой. Именно здесь, в огромном фабрично-заводском районе Северной столицы, стремился служить Божьему делу молодой батюшка.

30 августа 1898 года в приходе Воскресенского храма у Варшавки закипает новая жизнь: отец Александр создает Александро-Невское общество трезвости. Создает не в одиночку, а со ста пятьюдесятью единомышленниками-прихожанами.

«Необходимость устройства кружка трезвенников при Воскресенской церкви чувствовалось уже давно,

— пишет батюшка Александр в изданном им сборнике статей под названием «Памятная книжка трезвенника». — Вот кается на исповеди человек, нередко запивающий и чувствующий себя бессильным в борьбе с пороком; просит он совета и поддержки. Как это удобнее всего сделать пастырю? Вот приходит женщина, нередко в слезах, жалуясь на мужа, пропивающего семью, — как помочь ей пастырю церкви? Вот жалуется человек на дурную компанию, от которой ему не отстать, с которой погибнет он в пьянстве и разврате, — кого ему дать в товарищи для поддержки? Вот, наконец, отстал иной от пьянства, поддерживая немощных, поднимая падших, — как им полезнее всего приложить к делу свои силы ? Конечно, всего этого легче и лучше достичь через общество или кружок трезвенников: получая исцеление сами, недугующие пьянством часто незаменимы для возвращения на добрый путь уклонившихся от него».

 

В Александро-Невском обществе трезвости воздержание от употребления спиртного изначально рассматривалось не только как добродетель. Гораздо большее значение придавалось целостному развитию личности. Для этого члены общества учились здоровому образу жизни и бесконфликтному общению, приобщались к русской культуре и, конечно же, воцерковлялись.

Отец Александр ставил для своего общества задачу гораздо выше, чем только борьба за трезвость своих сторонников. Он устремлял их к духовному трезвению, к преображению всей жизни бодрствованием во Христе. Он учил этому с помощью внебогослужебных бесед, издаваемых им книг, журналов, газет; с помощью чтений, литературных вечеров, приобщения к церковному пению, умело организованных паломничеств, торжественных крестных ходов в Александро-Невскую лавру и Свято-Троицкую Сергиеву пустынь.

В год смерти о. Александра в созданном им обществе трезвости насчитывалось 70 тыс. членов из самых разных слоев общества — от мастеровых до аристократов[194].

Александр Дмитриевич Городцов, руководитель народных хоров Пермского попечительства о народной трезвости, организатор курсов певческой грамоты и хорового пения

 

Главное внимание попечительства о народной трезвости уделяли вопросу проведения досуга населения — организовывались чайные, чайные-читальни, библиотеки, столовые, народные хоры, любительские труппы и т.д. Таким образом, помимо сокращения потребления алкоголя реформа сыграла важную роль в культурном развитии страны.

Особое внимание уделялось чайным как альтернативе упраздненным кабакам, так как, по мнению публицистов-современников, «русского простолюдина в кабак тянет не одно вино как таковое; его влечет в питейное заведение преимущественно потребность в общении. С другой же стороны, известно, что люди склонны общение между собой соединять с потреблением чего-либо съестного или тех или иных напитков; этим и определяется привлекательная сила мест продажи питий»[195].

Уже к 1898 году в России было открыто более 1700 чайных, своеобразных клубов, где посетителям помимо дешевого чая и закуски предлагались к чтению периодические издания и книги. Для развлечения служили настольные игры, наибольшей популярностью из которых пользовались шашки.

Народная читальня-чайная Казанского общества трезвости

 

Чайные были заведениями дотационными, что было четко прописано в циркуляре Министерства финансов:

«Категорическое требование о том, чтобы расходы по содержанию чайных покрывались доходами от продажи чая, легко может привести к продаже чая по слишком высокой цене или к низведению до минимума расходов по содержанию чайных, а в том и в другом случае чайные не достигали своей основной цели — давать простому и рабочему люду возможность, не вовлекаясь в непосильные затраты, собираться в просторном, светлом, чистом и сухом помещении и проводить здесь свой досуг в беседе и в тех или иных нравственных и разумных развлечениях»[196].

Эстонское общество трезвости в деревне Зимитицы. Фото 1911 года

 

В процессе развития чайных и народных читален родилась идея Народных домов — своеобразных культурно-просветительских и досуговых центров для простонародья. Первый такой дом был открыт в Санкт-Петербурге, второй — в Нижнем Новгороде, третий — в Харькове. Расскажем в качестве примера историю последнего.

Народный дом в г. Харькове

 

Идея создания Харьковского народного дома впервые была высказана в 1897 году в дни празднования десятилетнего юбилея комиссии по народному чтению ее председателем С.А. Раевским. Инициативу комиссии, которая решила воплотить эту идею в жизнь, поддержал харьковский губернатор Г. Тобизен. Была создана специальная комиссия по созданию Народного дома. Однако найти подходящее помещение для этих целей не удалось, и было решено начать строительство. По просьбе комиссии городская Дума 29 сентября 1897 года бесплатно выделила участок для Народного дома возле Конной площади. Осенью 1898 года развернулась кампания по сбору пожертвований на строительство. 10 марта 1900 года в торжественной обстановке Народный дом был заложен. Уже в ходе строительства стало ясно, что средств не хватит, и было решено обратиться за помощью к городской Думе, которая поддержала просьбу и постановила выделять ежегодно на содержание Народного дома две тысячи рублей. Пришли средства также и от Харьковского губернского собрания, Комитета попечительства о народной трезвости, значительный денежный вклад внес П. Харитоненко. После завершения строительства общее собрание членов Общества распространения в народе грамотности избрало 3 ноября 1902 года особый комитет, которому поручили управление всеми делами Народного дома.

Историк Д.И. Багалей полагал, что Народному дому должно быть присвоено имя Г.С. Сковороды. Он писал: «Харьков может и должен гордиться Г.С. Сковородой как одним из самых лучших выдающихся своих деятелей, как единственным украинским философом, как первым русским мыслителем. И первый памятник, в сущности, должен был бы быть поставлен ему. Но если он не дождался принадлежащего ему по праву первого памятника, то пусть, по крайней мере, будет поставлен ему памятник вообще, и лучше всего, чтобы этим монументом «философу из народа» было какое-либо народно-просветительное учреждение, например Народный дом или Народный университет. Было бы актом справедливости перед его памятью, чтобы Харьковский Народный дом назван был в честь его Сково- родиновским». Память Г.С. Сковороды увековечена в названиях улиц и населенных пунктов, воздвигнут ему памятник и в нашем городе. А Народной Украинской академии, которая открылась в бывшем здании политпросвещения областного комитета Компартии Украины, присвоено имя самого академика Д.И. Багалея.

Открытие Народного дома состоялось 2 февраля 1903 года (по старому стилю). Он имел два зала и библиотеку- читальню. В нем читались лекции, проходили концерты. Несколько раз (5 марта 1903 года и 30 апреля 1905 года) в Народном доме выступал Ф.И. Шаляпин, бывал К.С. Станиславский. Здесь же работали вечерние школы и драматический кружок, которым руководил видный украинский писатель, драматург, этнограф И.М. Хоткевич. Народный дом был одним из лучших в России (по счету он был третий в стране: первый открыт в Нижнем Новгороде, второй — в Петербурге). На международной выставке в Брюсселе Харьковский Народный дом был отмечен почетным дипломом[197].

Народный дом в г. Архангельске. 1916 год

 

Постепенно Народные дома стали открываться во многих городах России. После событий 1917 года они были частично переоборудованы в клубы и даже театры, но по большей части заняты советскими учреждениями.

Всем известно, что алкоголизм легко передается по наследству — в семьях, где родители пьют, дети более подвержены риску алкоголизма. Проблема воспитания детей родителей-пьяниц осознавалась и в начале XX века. И предпринимались попытки успешного ее решения.

В сентябре 1905 года по инициативе и при деятельном участии иеромонаха Свято-Троицкой Сергиевской пустыни под Санкт-Петербургом о. Павла (Горшкова) была открыта Школа трезвости для детей, чьи родители страдали от пьянства. Отец Павел, любивший детей, решил направить свои силы на воспитание в духе трезвости подрастающего поколения русских людей. Была устроена бесплатная школа, хотя вначале не было ни копейки — дети в ней сидели и писали на поленьях. Нашлась добрая учительница, пожелавшая учить детей несчастных пьяниц бесплатно, и благодаря такой деятельности школа снискала уважение как среди крестьян, так и среди высоких особ, нередко посещавших монастырь. Появились значительные денежные средства, стало возможным открыть столовую для детей, мастерские, библиотеку.

Обучалось и воспитывалось в школе трезвости до 300 детей в возрасте от 8 до 16 лет. По окончании курса учения дети пристраивались к ремеслу или отдавались в специальные учебные заведения. Были случаи, когда их определяли даже в гимназии.

Интересна была программа обучения в школе. В нее входил Закон Божий, русский язык, арифметика, другие предметы, но главное внимание все же уделялось преподаванию трезвости, которое велось в форме простых, доступных для детей бесед. Кроме того, элементы преподавания трезвости входили во все изучаемые предметы. Как отрадные факты из жизни школы воспринимались не такие уж редкие случаи, когда кто-нибудь из школьников приводил за руку алкоголика-отца, и тот просил принять его в «трезвую семью».

В устройстве собственного дома для школы и обеспечения ее помогло Министерство финансов, отпустив единовременно 2500 рублей и ежегодное пособие. Училищный совет при Священном Синоде отпустил на школу и оборудование мастерских 3500 рублей, а равно и необходимые учебные пособия и книги. Главное Управление землеустройства и земледелия дало для школы безвозмездно лес. И.П. Баранов согласился быть попечителем школы и пожертвовал на нее 4000 рублей. Архитектор-художник Н.П. Козлов составил план постройки. Местные крестьяне подарили обществу землю под школу. Деятельное участие советами принимал в постройке школы тайный советник И.Ф. Оношко- вич-Яцына 1911). В девять недель вырос Дворец трезвости там, где раньше был косогор, где рос бурьян, а теперь явился маяк св. Трезвости. 5 октября 1906 года школа была освящена в торжественной обстановке. В построенном доме имелась комната-библиотека, она же канцелярия, и здесь записывались в члены трезвости, несколько мастерских, помещение для учительского персонала и приют на 7 детей… Вся постройка оценена в 12 000 рублей, а благодаря строительной комиссии она обошлась в 6500 рублей.

Группа учеников и учениц школы трезвости в Троице-Сергиевой пустыни. Фото 1909 года

 

Со дня открытия общества в сентябре 1908 г. оно стало именоваться «Первой Российской Сергиевской школой трезвости», которая помещалась в двух им построенных зданиях с мастерскими и сельским хозяйством. Управлялась школа советом, который состоял из 12 членов, но главным работником и вдохновителем ее был неутомимый, «не знающий предела любви» отец Павел[198].

В целом реформа питейных заведений сыграла важную роль в истории нашей страны. Никогда более в нашей истории мы не увидим столь продуманной и комплексной программы борьбы с алкоголизмом, программы без глупостей вроде вырубания виноградников, и главное — пользующейся поддержкой населения.

В 1900 году газета «Биржевые ведомости», подробно освещавшая ход реформы, провела своеобразное социологическое исследование, опросив более 3000 жителей губерний, в которых была введена питейная монополия. Как показали результаты исследования, население в целом одобрительно отзывалось о реформе, выделяя следующие позитивные моменты:

Улучшилось качество водки,Сократились часы винной продажи,Практически исчезла продажа во внеурочное время,

Прекратилась продажа во время, говоря современным языком, массовых мероприятий — крестных ходов, престольных праздников, сельских сходов и т.д.

Промышленники отмечали сокращение числа прогулов и несчастных случаев на производстве, связанных с выходом на работу в нетрезвом состоянии. В целом в результате реформы за 9 лет (с 1898 по 1906 год) потребление спиртных напитков на душу населения в стране сократилось на 18%.

При этом блестяще оправдались прогнозы С.Ю. Витте о росте других доходов казны — собираемость налогов увеличилась на 25%, а вклады населения в сберегательных кассах выросли на 30%.

С началом Первой мировой войны в России был введен сухой закон до полного «одоления супостата». Поначалу эта мера вызвала одобрение населения — депутаты Государственной думы от крестьян обратились к царю со специальной просьбой. Они писали:«Сказка о трезвости — этом преддверии земного рая стала на Руси правдой. Понизилась преступность, затихло хулиганство, сократилось нищенство, опустели тюрьмы, освободились больницы, настал мир в семьях, повысилась производительность труда, явился достаток. Несмотря на пережитые потрясения (мобилизация и война), деревня сохранила и хозяйственную устойчивость, и бодрое настроение. Да будет стыдно всем тем, которые говорили, что трезвость в народе немыслима, что она не достигается запретом. Не полумеры нужны для этого, а одна решительная бесповоротная мера. Изъять алкоголь из свободного обращения в человеческом обществе на вечные времена».

Но война продлилась не полгода, как предполагалось всеми, а значительно дольше. Постепенно начали активно развиваться самогоноварение и тайная торговля спиртным. Тем не менее сухой закон в России не привел к столь тяжким криминальным последствиям, как в США, — ситуация оставалась под контролем правительства. Можно предположить, что если бы не социальные катаклизмы 1917 года, после победы России в Первой мировой войне был бы принят новый вариант законодательства о спиртных напитках, который, не запрещая их продажу полностью, сильно ограничил бы ее, подобно тому, как это сделано сейчас в скандинавских странах, в частности в Финляндии. И тогда бы русское пьянство окончательно отошло в область исторических преданий. Но история не знает сослагательного наклонения.

В задачу книги не входит описание развития ситуации с алкоголем в советский период, отметим лишь два основных момента — во-первых, уже упомянутое нами ранее постоянное увеличение производства алкоголя в СССР. (Важно отметить, что поскольку вся экономика в Советском Союзе контролировалась исключительно государством, то на него же ложится и вся ответственность за это решение.) А во- вторых, уничтожение культуры правильного потребления водки. И что в итоге мы имеем на выходе?

Мы имеем острейшую проблему алкоголизма в стране.

Как показывают результаты социологического опроса, проведенного в марте 2006 года компанией «Башкирова и партнеры» по всероссийской репрезентативной выборке взрослого населения (n = 1500), 39,6% опрошенных в той или иной степени обеспокоены проблемой алкоголизма среди своих родных и друзей. Это очень большая цифра — больше чем каждый третий.

Результаты другого опроса показывают, что 7% наших сограждан пьют водку несколько раз в неделю. Реально этот процент еще выше, так как вряд ли интервьюеры опрашивали сильно пьющих людей. В целом число «питухов» (было в русском языке такое слово, обозначающее сильно пьющих, «непросыхающих» людей) можно оценить в 10% от взрослого населения страны. То есть каждый десятый россиянин!

Мне могут возразить — почему сразу «питух»? Мол, 50 г водочки под горячее, хотя бы и несколько раз в неделю, какой же это алкоголизм? Это традиционно. Так всегда на Руси-матушке было.

То-то и оно, что было! Давайте посмотрим правде в глаза. Не пьют у нас водку сейчас «культурненько» в виде рюмочки за ужином или за обедом. Сто лет назад такая культура употребления водки была распространена среди обеспеченных слоев русского общества, именно ее распространению в массах содействовало попечительство о народной трезвости, но все его усилия были практически полностью уничтожены в годы советской власти. Поменялся рацион питания, поменялась (и не в лучшую сторону!) культура питания. Деградировали наша кухня и наше меню. Признанный знаток этого вопроса Вильям Похлебкин писал об этом:

«В XX веке национальные кухни народов России подверглись разрушению, в их продуктовый состав и в кулинарную обработку были внесены изменения, дополнения, искажения.

Причиной этого была, прежде всего, утрата навыков, так как многие национальные кухни не были письменно зафиксированы, их мастера просто вымерли, не успев воспитать учеников.

Сформировавшаяся с запозданием, лишь в середине 30-х годов, советская кухня общепита, с одной стороны, слишком поздно (лишь с конца 30-х годов) стала включать в свой репертуар национальные блюда народов СССР, да и то в чрезвычайно упрощенном, «адаптированном» кулинарном виде, а в своем основном сложившемся «городском» меню (каши, котлеты, яичница, блины, пельмени, борщи, щи, рассольники, уха, крупяно-овощные супы), во-первых, повторяла лишь обеденный состав «сокращенной» национальной русской кухни, а во-вторых, также весьма ограниченно, частично стала включать в себя некоторые общеевропейские блюда (бульоны, пюре, компоты), не восприняв принципов составления меню из французской кухни и превратившись в конце концов к 70-м годам нашего столетия в эклектическую непоследовательную, кулинарно малограмотную, лишенную твердых принципов кухню»[199].

Это свидетельство особенно ценно еще и потому, что, являясь признанным специалистом в вопросе, Вильям Похлебкин до конца своих дней придерживался левых взглядов и никоим образом не был склонен к «обличению советской власти».

Если раньше наиболее плотным приемом пищи на Руси всегда был обед, под который и могли пропустить рюмку-другую, то сейчас… Сейчас водку пьют не как гастрономический продукт, пьют, чтобы опьянеть, забыться, уйти из этого мира. Пьют не за столом с яствами и закуской, а отдельно. Худшие формы употребления спиртного, которые советский нарком в 30-е годы приписывал старой России, воплотились в реальность России современной. Сказка стала былью… Зайдите в любую заводскую или офисную столовую. И посмотрите — есть ли там человек, пьющий водку за обедом? Что, нет? А вечером у магазина, торгующего спиртным, видите пьющих из горла? Довольно часто можно увидеть.

Вот и получается, пьют у нас не так, как положено, а так, как наиболее вредно — большими дозами с малой закуской или вообще без закуски.

Теперь поговорим о качестве водки. Зайдем в водочный отдел любого магазина и посмотрим на прилавок. Выбор на первый взгляд огромен. И такая водка, и сякая, и лимонная, и мягкая, и очищенная, и т.д. Возьмем бутылочку и почитаем то, что написано мелкими буквами в разделе состав, — спирт пищевой, вода, глицерин, ароматизатор, идентичный натуральному. Что скрывается за этими надписями? Спирт пищевой — ну понятно, что не технический, другое дело, что для водки он должен быть либо ржаной, либо, что менее правильно, — пшеничный. А под словом «пищевой» может скрываться и картофельный, и свекольный, и даже древесный.

Теперь глицерин — он тут для чего? Никакого глицерина в настоящей водке быть не должно. Глицерин как раз для мягкости добавлен. Только в реальности мягкость должна достигаться водой. Не всякая вода годится для водки, но…

Наличие ароматизатора наводит на мысль, что спирт действительно не хлебный, вот и пришлось для создания традиционного водочного запаха добавлять ароматизатор.

А ведь это я взял этикетку бутылки не самого плохого российского завода, более того — считающегося одним из лучших (не буду указывать название, чтобы не быть обвиненным в антирекламе). Другие — еще хуже.

Конечно, как и всякий пищевой продукт, водка проходит государственный контроль. Не будем сейчас говорить о «левых», самопальных партиях. Мы говорим о честной продукции. На что ее проверяют? На содержание вредных примесей и соответствие ТУ. То есть отравиться ей не отравитесь, но вот о ее воздействии на организм… Строго говоря, кроме контроля над «неядовитостью», государство не может никак влиять на состав и качество водки.

Мы несколько отвлеклись от истории, читатель. За окном — XXI век. На наших улицах — миллионы алкоголиков, в больницах — один из самых распространенных диагнозов «алкогольный панкреатит на фоне интоксикации»… Миф о русском пьянстве имеет все шансы стать реальностью. А вот чего мы не увидим сейчас на наших улицах, так это чайных, читален (в современном формате — наверное, видео- или компьютерных салонов), Народных домов — короче говоря, заведений, подчиненных идее пропаганды трезвости и развития культуры населения. Существующие сейчас в России общества и попечительства трезвости объединяют лишь небольшое число энтузиастов…

Поневоле вспоминаются слова поэта:

И сказку выбрал он с печальною развязкой,

И призрачное зло в реальность обратил.

Теперь бы эту быль обратно б сделать сказкой,

Да слишком много дел и слишком мало сил…

Итак, миф о беспробудном русском пьянстве оказался действительно мифом. Не в том аспекте, что на Руси никогда не пили. Пили, конечно, и немало. Но и русское общество, и, что важнее, русское правительство осознавали эту проблему и искали эффективные и долговременные пути ее решения. Реформа 1894—1902 годов не только сокращала потребление водки, но и способствовала повышению качества алкогольной продукции, развитию новых отраслей промышленности (стекольной), повышению культуры населения как в сфере потребления спиртных напитков, так и в целом развитию здравоохранения. При этом русское правительство было готово пойти на сокращение своих доходов от питейного сбора, справедливо рассчитывая на увеличение других доходов и дальнейшее «возрастание благосостояния населения». В результате пьянство было серьезно ограничено, уровень потребления алкоголя в стране стабилизировался, что подтверждается статистическими показателями. А происходившее при этом изменение культуры потребления водки и других напитков способствовало улучшению здоровья населения, сокращению числа «пьяных» преступлений, росту рождаемости. И хорошо бы нам сейчас воспользоваться хоть крупицами того опыта…

 

Заключение

Многие знают о том, что при создании самого большого в мире рукотворного моря, Рыбинского водохранилища, был затоплен один из древних русских городов — Молога. Исчез с лица земли город, его храмы, монастыри, здания, древний, так и не исследованный археологами детинец на месте княжеского двора. В последние годы трагедия Моло- ги стала широко известна, и даже на картах Рыбинского водохранилища помечено место — «затопленный город Молога».

Но многие ли знают, что у Мологи есть город-побратим по трагической судьбе? Уездный город Корчев, что некогда находился на севере Московской губернии, на берегу Волги. При строительстве Иваньковского водохранилища его территория должна была попасть под затопление. Храмы и каменные дома города были взорваны, деревянные — разобраны и перевезены в соседнее Конаково, и города не стало. Но гидростроители ошиблись в расчетах, и город остался незатопленным. По сию пору на берегах Волги видны груды кирпича на месте уничтоженных храмов, и стоит один-единственный дом, в котором теперь ночуют рыбаки, — последний осколок некогда шумного и живописного города.

Сколько таких осколков былой России осталось в нашей стране! Те же опоры моста через Волхов, который все собирались достроить при советской власти, да так и не собрались, и заброшенный на границе Ленинградской и Новгородской областей монастырь, и церкви, что смотрят выбитыми окнами на места, где некогда стояли многолюдные села…

В одном большевики преуспели — разрушили связь времен. Большинство современных россиян не знают своих предков и не хотят знать, хотя… Один из моих виртуальных знакомых за несколько лет усердной работы в архивах проследил историю своих предков, простых вологодских крестьян, на 12 поколений — вплоть до начала XVIII века. Значит, ниточки, связывающие нас с прошлым, разорваны не до конца и можно попытаться их восстановить?

Поставлена точка в последней главе этой книги. Но ведь как мало удалось в нее вместить! Сколько тем не удалось затронуть. И о том, была ли наша страна «тюрьмой народов», и чьим интересам подчинялась внешняя политика России, и как развивалась русская наука, и о благотворительности, и о положении рабочих, и о том, как разные сословия умудрялись уживаться в одном государстве и взаимодействовать друг с другом.

Да и по темам, затронутым в книге, удалось сказать далеко не все. По каждой из них можно написать книгу, а то и не одну. Но все же надеюсь, читатель, что мне удалось заинтересовать тебя историей своей страны. Показать, что Российская империя была не темным убогим царством произвола, влачившим жалкое существование, а нормальным, динамично развивающимся государством со своими достоинствами и недостатками.

Автору могут поставить в упрек, что он в своей книге сосредоточился на позитивных сторонах жизни старой России, умалчивая о многих ее проблемах. Отчасти это было сделано намеренно. Во-первых, потому, что о недостатках и проблемах Российской империи в советское время написаны тома «идейно-выдержанной» литературы и читатель достаточно осведомлен о них. Поэтому информация о позитивных сторонах жизни наших предков позволит ему создать более-менее объективное представление о прошлом. Во-вторых, одной из целей книги было показать те стороны нашего прошлого, которые могли быть востребованы в качестве примера для подражания в наши дни. И, конечно, позитивные примеры важнее негативных.

Речь не идет об идеализации Российской империи. Наша страна в прошлом не была «утерянным раем», если у нас складывается такое представление о ней, значит, в нашем настоящем что-то не в порядке. Ибо идеализация прошлого всегда имеет корни в неудовлетворенности настоящим. Но тогда примеры из прошлого должны стимулировать нас к изменению настоящего.

«История, в некотором смысле, есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, их изъяснение настоящего и пример будущего. Правители, законодатели действуют по указаниям Истории, и смотрят на ее листы, как мореплаватели на чертежи морей. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна»[200] — с этих слов начинается «История государства Российского» Николая Михайловича Карамзина. Даже на основе того, что удалось написать в этой книге, можно понять, как мало мы еще знаем о старой России, как много еще предстоит узнать. Нам предстоит вернуть себе нашу историю, ибо только на этом основании мы сможем уверенно чувствовать себя в настоящем и идти в грядущее.

Примечания

 

1

Особые журналы Совета министров Российской империи. 1914 год. М.: Росспэн, 2006. С. 161.

(обратно)

2

Брачев B.C. Травля русских историков. М.: Алгоритм, 2006. С.

(обратно)

3

Михайлов К. Уничтоженный Кремль. М.: Яуза ЭКСМО, 2007. С. 31.

(обратно)

4

Брачев B.C. Травля русских историков. М.: Алгоритм, 2006. С.11.

(обратно)

5

Цамутали А.Н. Академическое дело // Репрессированные геологи. М., СПб.: 1999. С. 391-395.

(обратно)

6

Жуков Ю. Иной Сталин. М.: Вагриус, 2003. С. 68.

(обратно)

7

Там же. С. 203.

(обратно)

8

Романюк С. Москва. Утраты. М., 1992. С. 227.

(обратно)

9

Там же.

(обратно)

10

Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М., 1959. С. 137.

(обратно)

11

Россия, 1913 год. Статистико-документальный справочник. СПб.: Наука, 1995.

(обратно)

12

Боханов А.Н. Государство и власть // Россия в начале XX века. М.: Новый Хронограф, 2002. С. 292.

(обратно)

13

Там же.

(обратно)

14

Гимпельсон В.Е. Численность и состав российской бюрократии: между советской номенклатурой и госслужбой гражданского общества. М., 2002. С. 30-31.

(обратно)

15

Там же. С. 34.

(обратно)

16

Земское самоуправление в России 1864—1918. Кн. 1. М.: Наука. 2005. С. 41.

(обратно)

17

Вайнтрауб Л.Р., Карпова М.Г., Скопин В.В. Храмы СевероЗападного округа и Зеленограда. М., 2000. С.267.

(обратно)

18

Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры, ордена. Ленинград: Наука, 1991. С. 15.

(обратно)

19

Волков С.В. Почему РФ — еще не Россия. М., Вече, 2010. С. 92-93.

(обратно)

20

Там же. С. 93—94.

(обратно)

21

Томсинов В.А. Светило российской бюрократии. М., 1997. С. 36.

(обратно)

22

Там же. С. 38.

(обратно)

23

Томсинов В.А. Светило российской бюрократии. М., 1997.

(обратно)

24

Федоров Б.Г. Петр Столыпин: «Я верю в Россию». СПб., 2002. Т. 1. С. 257.

(обратно)

25

Некрасов В.Ф. Тринадцать «железных наркомов». М.: Версты, 1995. С. 349.

(обратно)

26

Там же. С. 299.

(обратно)

27

Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Зодчество Смоленска XII-XIII вв. Л.: Наука, 1979.

(обратно)

28

Митрофанов А. Владимир. Городские прогулки. М., 2007. С.

(обратно)

29

Ильин А.М. История города Ростова-на-Дону. Ростов-на- Дону: Мини-тайп, 2008.

(обратно)

30

Бауэр А.А. Летописцы малоярославецкого края // Малоярославец (очерки по истории города). Малоярославец, 1992. С. 126.

(обратно)

31

Ячник Н.Е. Памятники Отечественной войны 1812 года в Малоярославце // Малоярославец (очерки по истории города). Малоярославец, 1992. С. 166.

(обратно)

32

Егоров Д. Июнь 41-го. Разгром Западного фронта. М.: Яуза. 2008. С .400.

(обратно)

33

Абатуров В., Морозов М. Неизвестные трагедии Великой Отечественной // Сражения без побед. М.: Яуза. С. 53—54.

(обратно)

34

Болдин И.В. Страницы жизни. М.: Воениздат, 1961. С. 91.

(обратно)

35

Мартынов А.П. Моя служба в отдельном корпусе жандармов // «Охранка»: воспоминания руководителей политического сыска. М.: Новое литературное обозрение, 2004. С. 181.

(обратно)

36

Кан Д. Что-то с памятью моей стало… // Московский журнал. № 2. 2006. С. 8.

(обратно)

37

Последний витязь. Памяти П.А. Столыпина. 5 сентября 1911 г. Саратов: Соотечественник, 1997. С. 52.

(обратно)

38

Павленко Н.И. Александр Данилович Меншиков. М.: Наука, 1984. С. 97-98.

(обратно)

39

Там же. С. 100-104.

(обратно)

40

Державин Г.Р. Записки 1743—1812. Полный текст. М: Мысль, 2000. С. 166.

(обратно)

41

Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Око государево. Российские прокуроры. XVIII век. М.: Росспэн, 1994. С.79.

(обратно)

42

Шепелев. Аппарат власти в России. Эпоха Александра I и Николая I. СПб.: Искусство-СПб, 2007. С. 109.

(обратно)

43

Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Око государево. Тайные советники империи. Под сенью российского орла. М., 1994.

(обратно)

44

Волков С.В. Почему РФ еще не Россия. М.: Вече, 2010. С. 100.

(обратно)

45

Федоров Б.Г. Петр Столыпин: «Я верю в Россию». СПб., 2002. Т. 1. С. 334.

(обратно)

46

Там же. С. 327.

(обратно)

47

Новиков-Прибой А.С. Цусима. Т. 1.

(обратно)

48

Свечин А.А. Планировние войны и операции на суше и на море в 1904-1905 гг. // Свечин А.А. Предрассудки и боевая действительность. М., 2003. С. 176.

(обратно)

49

Там же. С. 179-180.

(обратно)

50

Романов А.М. Книга воспоминаний.

(обратно)

51

Айрапетов О.Р. Генералы, либеры и предприниматели: работа на фронт и революцию (1907-1917). М.: Модест Колеров и «Три квадрата», 2003. С. 31.

(обратно)

52

Там же. С. 117.

(обратно)

53

Дневники и документы из личного архива Николая II. Минск: Харвест, 2003. С. 248.

(обратно)

54

Айрапетов. Указ. соч. С. 178.

(обратно)

55

Ульянова Г.Н. Образование и просвещение. Печать // Россия в начале XX века. Исследования. М., 2002. С. 579.

(обратно)

56

Трут В. Дорогой славы и утрат. Казачьи войска в период войн и революций. М.: Эксмо, 2007.

(обратно)

57

Зарипова З.Н. Реформа народного образования в 80-х годах XVIII века. (Историко-правовой аспект) // Вестник НГУ им. Лобачевского. Серия «Право». № 1. 1995. С. 34—37.

(обратно)

58

Иванов С.П. Штаб армейский, штаб фронтовой. М.: Воениздат, 1990 . С. 7.

(обратно)

59

Никс Н.Н. Московская профессура во второй половине XIX — начале XX века. М.: Новый хронограф, 2008. С. 165.

(обратно)

60

Афанасьев П.Ю. Биография А.Л. Шанявского на сайте: http://www.bullion.ru/library/shanjavski.htm

(обратно)

61

Романюк С.К. По землям московских сел и слобод. М.: Сварог и К°, 2001. С. 158.

(обратно)

62

Цитата из речи ПА. Столыпина, произнесенной 5 декабря 1908 года в Государственной думе. Цит. по: Последний витязь — памяти П.А. Столыпина. Саратов, 1997. С. 77.

(обратно)

63

Слова из интервью П.А.Столыпина саратовской газете «Волга» были также опубликованы в газете «Новое время» 3 октября 1909 года. Цит. по: Кобылин В. Анатомия измены. СПб.: Царское дело, 2005. С. 59.

(обратно)

64

Ульянова Г.Н. Образование и просвещение. Печать // Россия в начале XX века. Исследования. М., 2002. С. 580.

(обратно)

65

Там же. С. 607.

(обратно)

66

Куприн А.И. Юнкера.

(обратно)

67

Результаты этого опроса были опубликованы М.А. Членовым в книге «Половая перепись московского студенчества», изданной в Москве в 1909 году. Эти очень интересные данные помогают нарисовать объективный портрет московского студенчества накануне русской революции 1905 года (само исследование было проведено в 1904 году). В наше время материалы этого исследования были опубликованы сотрудником Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова А.Т. Гаспа- ришвили, который в 2004 году повторил дореволюционное исследование по сходной методологии и инструментарию.

(обратно)

68

Изгоев А.С. Об интеллигентной молодежи (в сб. «Вехи»).

(обратно)

69

Там же.

(обратно)

70

Гаспаришвили А. Г. Доклад на 14-х Горбачевских чтениях. Стенограмма.

(обратно)

71

Дерябин А. Гражданская война в России 1918—1920. Юг — «цветные части» // Цейхгауз. № 1. 1991. С. 35.

(обратно)

72

Ульянова Г.Н. Образование и просвещение. Печать // Россия в начале XX века. Исследования. М., 2002. С. 615.

(обратно)

73

Там же. С. 616.

(обратно)

74

Там же. С. 609.

(обратно)

75

Жуков Г.К. Воспоминания и размышления.

(обратно)

76

Официальный сайт Уральского государственного горного университета: http://www.ursmu.ru/about/nasha-simvolika/gerb.html

(обратно)

77

Подробный рассказ об истории больницы и ее нынешнем состоянии читатель может найти в блоге петербургского краеведа: http: //community. livejoumal. com/arc_heritage /199266. html

(обратно)

78

Иванова Н.А. Города России // Россия в начале XX века. Исследования. М., 2002. С. 117.

(обратно)

79

Вареник В. Ростовъ и Ростовцы. Путешествие в 1913 год. Ростов-на-Дону: Акра, 2005. С. 104-105.

(обратно)

80

Михайлов К. Уничтоженный Кремль. М.: Яуза ЭКСМО, 2007. С. 31.

(обратно)

81

Юхнева Е. Петербургские доходные дома. М., СПб.: Центрполиграф, 2008. С. 241-243.

(обратно)

82

Там же. С. 245-246.

(обратно)

83

Вареник В. Указ. соч. С. 31.

(обратно)

84

Иванов М.Д. Московский трамвай, страницы истории. Сайт «Московский трамвай»: http://tram.ruz.net/history/

(обратно)

85

Там же.

(обратно)

86

Вареник В. Указ. соч. С. 22.

(обратно)

87

Романюк С.К. По землям московских сел и слобод. М.: Сва- рог и К°, 2001. С. 41-42.

(обратно)

88

Ульянова Г.Н. Здравоохранение и медицина // Россия в начале XX века. Исследования. М., 2002. С. 635.

(обратно)

89

Под ред. Г.Ф. Кривошеева, В.М. Андроникова, П.Д. Бурикова, В.В. Гуркина, А.И. Круглова, Е.И. Родионова, М.В. Филимошина. Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооруженных сил / М.: Олма-Пресс, 2001.

(обратно)

90

Ульянова Г.Н. Указ. соч. С. 637.

(обратно)

91

Там же. С. 636.

(обратно)

92

Гоголев Л.Д. Бронемашины. М.: Издательство ДОСААФ СССР, 1985. С. 10.

(обратно)

93

Коломиец М. Броня русской армии. М.: Яуза, 2008. С. 9-11.

(обратно)

94

Абалихин Б. О вреде чтения школьных и институтских учебников // Родина, № 6-7. 1992. С. 180.

(обратно)

95

Петров Ю.А. Российская экономика в начале XX века // Россия в начале XX века. Исследования. М., 2002. С. 172.

(обратно)

96

Там же. С. 175.

(обратно)

97

Там же. С. 191.

(обратно)

98

Там же. С. 188.

(обратно)

99

 Петров Ю.А. Финансовое положение России в годы Первой мировой войны // Забытая война и преданные герои. М.: Вече, 2011. С. 55.

(обратно)

100

Головин Н.Н. Военные усилия России в Первой мировой войне. М.: Кучково поле, 2001. С. 272.

(обратно)

101

 Новейшая отечественная история. XX-XXI века / Под ред. Э.М. Щагина. М.: Владос, 2008.

(обратно)

102

Шугуров Л. Погоня за «Руссо-Балтом». М.: Издательство ЦЦТС, 2004. С. 33.

(обратно)

103

 Катышев Г.И., Михеев В.Р. Авиаконструктор И.И. Сикорский. М.: Наука, 1989. С. 34.

(обратно)

104

Шугуров Л. Указ. соч. с. 40.

(обратно)

105

Митюрин Д. // Конкуренция и рынок. Сентябрь 2005 г. №

(обратно)

106

Тепцов Н. В дни великого перелома. История коллективизации, раскулачивания и крестьянской ссылки в России (СССР) по письмам и воспоминаниям. М.: Звонница, 2002. С. 12—13.

(обратно)

107

Емельянов Ю.В. Сталин. На вершине власти. М.: Вече, 2003. С. 15.

(обратно)

108

Там же. С. 16.

(обратно)

109

Жуков Ю. Иной Сталин. М.: Вагриус, 2003. С. 118.

(обратно)

110

Шепелев. Аппарат власти в России. Эпоха Александра I и Николая I. СПб.: Искусство-СПб, 2007. С. 237.

(обратно)

111

Баринова Е.П. Российское дворянство в начале XX века. Экономический статус и социокультурный облик. М.: РОС- СПЭН, 2008. С. 207.

(обратно)

112

Горомыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991. С. 242 и далее.

(обратно)

113

Баринова. Указ. соч. С. 207.

(обратно)

114

Петров Ю.А. 1905 год: пролог гражданской войны // Россия в начале XX века. Исследования. М., 2002. С. 365.

(обратно)

115

Баринова. Указ. соч. С. 208.

(обратно)

116

Там же. С. 329.

(обратно)

117

Карелин А.П. Россия сельская на рубеже XIX-XX вв. // Россия в начале XX века. Исследования. М., 2002. С. 238-239.

(обратно)

118

Карелин А.П. К стабильности через реформы? // Россия в начале XX века. Исследования. М., 2002. С. 491-495.

(обратно)

119

Россия 1913 год. Статистико-документальный справочник. СПб.: Наука, 1995.

(обратно)

120

Пыхалов И. Кормила ли Россия пол-Европы? http: //www. situation. ru/app/j_art_ 164. htm

(обратно)

121

Гайдар Е.Т. Уроки СССР. Очерки экономической истории. // Вестник Европы. 2006. № 17.

(обратно)

122

Круглов В.Н. Царь-голод. Факты против мифов // Сборник Российского исторического общества. № 11 (159). М.: Русская панорама, 2011. С. 102-104.

(обратно)

123

Емельянов Ю.В. Сталин. На вершине власти. М.: Вече, 2003. С. 29.

(обратно)

124

Арсеньев В.К. По Уссурийскому краю. М.: Правда, 1983

(обратно)

125

Кочергин П. Нужды русского солдата // Быт русской армии XVIII — начала XX века. М.: Воениздат, 1999. С. 346.

(обратно)

126

Горомыко М.М. Указ. соч. С. 155.

(обратно)

127

Томсинов В.А. Светило российской бюрократии. М., 1997. С. 41.

(обратно)

128

Волков С.В. Русский офицерский корпус.

(обратно)

129

Волков С.В. Почему РФ — еще не Россия. М.: Вече, 2010.

(обратно)

130

Алексеев Ю.Г. Государь Всея Руси. Новосибирск: Наука, 1993 .

(обратно)

131

Маньков А. Г. Уложение 1649 года — кодекс феодального права России. М.: ГПИБ, 2003. С. 296.

(обратно)

132

Там же. С. 294.

(обратно)

133

Прот. Иоанн Восторгов. Монархический катехизис.

(обратно)

134

Цит. по: Козлов В.А. Неизвестный СССР. Противостояние народа и власти 1953-1985 гг. М.: 2006. С. 10.

(обратно)

135

Боханов А.Н. Судьба Императрицы. М.: Русское слово, 2005. С. 103-104.

(обратно)

136

Гамерман Е.В. Полиция Дальнего Востока во второй половине XIX — начале XX века// Вестник ДВО РАН. 2005. № 5. С. 165-166.

(обратно)

137

Вареник В. Ростовъ и Ростовцы. Путешествие в 1913 год. Ростов-на-Дону: Акра, 2005.

(обратно)

138

Туоми-Никула Йорма & Пяйви. Императоры на отдыхе в Финляндии. СПб.: Коло, 2003. С. 135.

(обратно)

139

Леонов О., Ульянов И. Регулярная пехота 1855—1918. М.: ACT, 1998. С. 122-123.

(обратно)

140

Кураев А. Школьное богословие. М.: Благовест, 1999. С. 7.

(обратно)

141

Гончаров Ю.М. Городская семья второй половины XIX — начала XX века. Барнаул, 2002. С. 45.

(обратно)

142

Там же. С. 63—64.

(обратно)

143

Там же. С. 60.

(обратно)

144

Там же.

(обратно)

145

Ефремов И. Туманность Андромеды.

(обратно)

146

Гончаров. Указ. соч. С. 55.

(обратно)

147

Там же. С.58.

(обратно)

148

Там же. С. 57.

(обратно)

149

Хроники длинноволосых королей. СПб.: Азбука, 2004. С. 104-105.

(обратно)

150

Поучение Владимира Мономаха // Пламенное слово. Проза и поэзия Древней Руси. М.: Московский рабочий, 1978. С. 175.

(обратно)

151

«Он всех простил…» Император Николай II. Церковь о Царской семье. М.: OJIMA-ПРЕСС, 2003. С. 8.

(обратно)

152

Прот. Иоанн Восторгов. Монархический катехизис.

(обратно)

153

Там же.

(обратно)

154

Боханов А.Н. Святая царица. М.: Вече, 2006. С. 233.

(обратно)

155

Выскочков Л. Николай I. М.: Молодая гвардия, 2003. С. 235.

(обратно)

156

Алексеев Ю.Г. Под знаменами Москвы. М.: Мысль, 1992. С. 44-45.

(обратно)

157

Выскочков Л. Николай I. М.: Молодая гвардия, 2003. С. 22, 23.

(обратно)

158

Там же. С. 28.

(обратно)

159

Боханов А.Н. Император Александр III. М.: Русское слово, 2004. С. 16.

(обратно)

160

Там же. С. 21.

(обратно)

161

«Он всех простил…». Император Николай II. Церковь о Царской семье. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. С. 5.

(обратно)

162

«Он всех простил…». Император Николай II. Церковь о Царской семье. М.: OJIMA-ПРЕСС, 2003. С. 6.

(обратно)

163

Боханов. Указ. соч. С. 13.

(обратно)

164

Иван Грозный. Указ. соч. С. 34.

(обратно)

165

Свод Законов Российской империи (1892). Т I. Ч. I. Ст. 15.

(обратно)

166

Боханов А.Н. Распутин: быль и небыль. М.: Вече, 2006. С. 295.

(обратно)

167

Боханов А.Н. Последний царь. М.: Вече, 2006. С. 347.

(обратно)

168

Кобылин В. Анатомия измены. СПб.: Царское дело, 2005. С. 354.

(обратно)

169

 Отречение Николая II. Воспоминания очевидцев, документы. М.: Советский писатель, 1990 (репринтное воспроизведение издания 1927 года). С. 27-28.

(обратно)

170

 Симонов К.М. Живые и мертвые. М.: Русская книга, 1994. Т. 3. С. 153.

(обратно)

171

Волков С.В. Русский офицерский корпус. М.: Центрполи- граф, 2003. С. 305.

(обратно)

172

Манвелов Н. Обычаи и традиции Российского императорского флота. М.: Яуза, 2008. С. 254.

(обратно)

173

Волков. Указ. соч. С. 68.

(обратно)

174

Скрягин Л.Н. Морские узлы. М.: Транспорт, 1994. С. 5.

(обратно)

175

Манвелов. Указ. соч. С. 161.

(обратно)

176

Волков. Указ. соч. С. 62—63.

(обратно)

177

Комал Ф.Б. Военные кадры накануне войны. — ВИЖ. № 2. 1990.

(обратно)

178

Ткачев В.М. Крылья России. СПб.: Новое культурное пространство, 2007. С. 151-152.

(обратно)

179

Такман Б. Августовские пушки. М.: ACT, 1999. С. 81.

(обратно)

180

Коломиец М. Броня русской армии. М.: Яуза, 2008. С. 41.

(обратно)

181

Рокоссовский К.К. Солдатский долг. М.: Воениздат, 1997. С. 87-88.

(обратно)

182

Игнатьев А.А. Пятьдесят лет в строю. М.: Воениздат, 1986. С.

(обратно)

183

Волков. Указ. соч. С. 326.

(обратно)

184

Под ред. Г.Ф. Кривошеевой, В.М. Андроникова, П.Д. Бурикова, В.В. Гуркина, А.И. Круглова, Е.И. Родионова, М.В. Филимошина. Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооруженных сил. М.: Олма-Пресс, 2001.

(обратно)

185

Головин Н.Н. Военные усилия России в Первой мировой войне. М.: Кучково поле, 2001. С. 138.

(обратно)

186

Книга о вкусной и здоровой пище. М.: Пищепромиздат, 1952. С. 79.

(обратно)

187

Медицина и императорская власть в России. Здоровье императорской семьи и медицинское обеспечение первых лиц России. М.: Медиа-Пресс, 2008.

(обратно)

188

Боханов А.Н. Император Александр III. М.: Русское слово, 2004. С. 322-323.

(обратно)

189

Похлебкин В.В. Книга о водке.

(обратно)

190

Чепелов А.М. «Веселие Руси», народная трезвость и финансы // Московский журнал. № 3. 2006. С. 46.

(обратно)

191

Похлебкин В.В. Указ. соч.

(обратно)

192

Там же.

(обратно)

193

Чепелов. Указ. соч. С. 46

(обратно)

194

http://www.rusk.ru/stphp?idar=103805&fpage=1

(обратно)

195

Там же. С. 49.

(обратно)

196

Кроль Ю.Я., Зайцев Б.П., Куделко С.М., Посохов С.И. Московский район. Г. Харьков. История и современность. Харьков: «Прапор», 1994.

(обратно)

197

 Кроль Ю.Я., Зайцев Б.П., Куделко С.М., Посохов С.И. Московский район. Г. Харьков. История и современность. Харьков: «Прапор», 1994.

(обратно)

198

 Официальный сайт Санкт-Петербургской епархии РПЦ: http: //www. mitropolia-spb.ru/vedomosty/n26/19.shtml

(обратно)

199

Похлебкин В.В. Моя кухня, мое меню.

(обратно)

200

Карамзин Н.М. История Государства Российского. Т. 1. М., 1993. С. 18.

(обратно)

(скачать fb2) — Александр Азизович Музафаров

Оглавление