Сегодня нам стали доступны непредвзятые данные о положении дел в Российской Империи до революции. Из них мы видим, что наша страна развивалась бурными темпами, так и не достигнутыми ни до, ни после. Что развитие науки и производства делали доступными самые амбициозные проекты – чего стоит только Транссибирская магистраль и первый в мире тяжёлый самолёт – «Илья Муромец» Сикорского (космический уровень на тот период!). Что сословные перегородки становились всё более проницаемыми, что образование, социальные лифты становились доступными представителям всех социальных слоёв – только учись и трудись. То есть, благосостояние народа, включая рабочих и крестьян, неуклонно повышалось. Что самое главное – количество подданных русского царя росло просто-таки взрывными темпами. А это – самый объективный показатель. Ни люди, ни животные в неволе охотно не размножаются.

Понять, почему же именно в этот момент государство подверглось уничтожению, нам поможет современная история. Опыт того, что мы видели своими глазами.

В России начала ХХ века происходил переход к массовому обществу. Чтобы управлять массовым обществом, используют массовую пропаганду. Она как раз и возникает в первой половине ХХ века. Массовая пропаганда должна быть агрессивна, примитивна, цинична и нагла. «Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней» — говорил один из самых мощных пропагандистов столетия, Йозеф Геббельс.

Современность полностью подтверждает его слова. Украину Януковича развалили не экономические причины. Жизнь в этом государстве до 2014 года была не идеальной, но вполне сносной, люди имели возможность зарабатывать, благосостояние понемногу, но повышалось. Почему люди вышли на Майдан? Государство не транслировало никакой идеологии, никаких ценностей. Власть не обращала внимания, что средства массовой информации находятся в руках новых геббельсов, мало того, даже на государственных каналах, руководителями, редакторами и ведущими работали маленькие геббельсы, в целевом порядке, монопольно, воспитанные западными программами и структурами, такими же педагогами за двадцать лет. Знакомая картина по всем украинским майданам – даже сторонники власти черпают информацию о происходящем из оппозиционных каналов!

Российский пример – тоже прекрасная иллюстрация. Все помнят о всевластии СМИ Березовского и Гусинского в период ельцинского правления. Российская армия боролась с терроризмом, а телеведущие в тылу обливали её помоями. Сменивший Ельцина Путин первым делом отстроил СМИ под себя, ликвидировал враждебную себе прессу. И сегодня телеведущие, приводя в студии, в том числе, оппозиционеров, показательно «разделывают» их, убеждая народные массы, что стабильность лучше революций.

Российское общество начала ХХ века было спокойным и традиционным. Власть разрешала людям исповедовать любую идеологию, в стране действовали партии и оппозиционная пресса. Свобода слова и убеждений! Что уж говорить, если любой мог пойти в магазин и приобрести револьвер. И вот в этих условиях, когда масса крестьян переезжала в города работать на фабриках и заводах, с ними работали только самые экстремистские, самые революционные партии. У власти механизма социальной работы, пропаганды и обработки трудящихся масс не было. Потому революционеры и победили. Читая романы Куприна и Краснова, литературу о быте Императорской армии, военных училищ, постоянно встречаешь примеры. Юнкер, воспитанный в духе преданности Царю и Отечеству, приходя на вечеринку в среду разночинцев, студентов, наталкивается на модные в этой среде нигилистические, революционные взгляды. Соперники России — Япония в Русско-Японскую, Британия, Турция, Германия и Австрия ближе к Первой Мировой, щедро финансировали любые оппозиционные листки. А имперская цензура закрывала только самые одиозные из них, и то, с большим опозданием. После чего те выходили снова, только под другим названием.

Большевики признаются, что к февралю 1917 года распространили более 700 разных листовок, общим тиражом несколько миллионов экземпляров. И это только большевики и только листовки, не считая газет! Империя задохнулась под валом самой грязной лжи обо всём – о русской политике, быте царской семьи, происходящем в стране и в мире. Излишне и говорить, что созданная «по горячим следам» Чрезвычайная комиссия Временного Правительства, которая должна была установить то, в чём обвиняли царское правительство, никаких фактов, ни о «немецких шпионах во власти», ни о «распутинщине», ни о многом другом не нашла… Но что уже было толку? «Ложечки нашлись, но осадочек-то остался»…

Алексей Селиванов