На рубеже 80-90-х годов прошлого века журнал «Выбор» и газета «Путь» были символами возрождения русской консервативной публицистики. Сегодня, три десятилетия спустя, они уже стали вехой в истории отечественной мысли. И тем ценнее воспоминания их издателей Виктора Аксючица и Глеба Анищенко, чьи новые книги были представлены на днях

В Москве в Доме Русского Зарубежья имени Александра Солженицына прошел вечер, посвященный 30-летию основания литературно-философского журнала русской христианской культуры «Выбор» и презентации книг воспоминаний его издателей. Виктор Аксючиц и Глеб Анищенко рассказали о том, как на заре Перестройки, когда коммунистические власти даже не задумывались о том, чтобы облегчить положение верующих в Советском Союзе, небольшая группа православных активистов дерзновенно начала работу над самиздатовским журналом «Выбор». Изданием, вскоре получившим благословение старца Илии (Ноздрина), впоследствии ставшего духовником Святейшего Патриарха Кирилла.

«Я пробивал на машинке «Оптима» 14 экземпляров на папиросной бумаге, и таким образом мы делали тираж в десятки экземпляров. Вы знаете, все расходилось! Мало того: в узких кругах православной общественности широко стал известен этот феномен. Затем стали уже с помощью наших друзей издавать на ксероксе – это уже сотни экземпляров…», — вспоминает Аксючиц.

Конечно, в те годы это было самым настоящим вызовом. Причем не только богоборческой системе, но и большинству ее противников, титулованных диссидентов тех лет, для которых православной альтернативы развития России не существовало. Однако же отношение к христианам-почвенникам со стороны репрессивного аппарата было даже более жестким, нежели к либералам-западникам. Причем не только к издателям, но и к читателям.

«Вся проблема была в том, что за запрещенную литературу судили, но никто же не знал, что является запрещенным. Выяснить это можно было только одним образом: на суде…» — рассказал Глеб Анищенко.

Действительно, многие православные активисты того времени подвергались обыскам, задержаниям, увольнениям со службы, а в некоторых случаях и тюремным заключениям. Сегодня некоторые из них иронически замечают, что в Лефортове – неплохая библиотека, а потому там можно было с интересом провести время. И именно в этих условиях создавались новые пласты русской консервативной мысли.

«Во многом произведения, которые публиковались на страницах журнала «Выбор», в газете «Путь» и в представленных сегодня изданиях – это идеи, которые венчают длительную череду тех трудов, тех идей, которые развивались в блистательном русском религиозно-философском XX веке. Это, если хотите, неопатристика, которая имеет социальное и политическое измерение, и в этом – непреходящая ценность этих книг и изданий», — считает профессор, историк русской консервативной мысли Аркадий Минаков.

И нет сомнений, опыт и идеи русских консерваторов прошлого нам, их идейным наследникам, сегодня необходимо не только изучать, но использовать в деле христианского возрождения России.