Есть у социологов специальная забава: «игра с цифрами», или – на профессиональном жаргоне – «фургон с оркестром». Название отсылает к XIX веку в американские провинции, по которым путешествовал цирк шапито. Так вот, этот цирк приехал в Киев.

 

Украинские социологи решили спрогнозировать ход будущих предвыборных кампаний – президентской и парламентской. Незалежная переживет их в 2019, если не случится ничего форс-мажорного. До нового призыва во власть – 520 дней, и самое время сделать первый карточный расклад на электоральные предпочтения граждан.

Октябрьские отчеты трех соцслужб вызвали легкий ступор у профессионального политсообщества Украины.

Опросы показывают, что…  стране «нужна перезагрузка, то есть досрочные выборы», полагают политологи. Доверие власти и иже с ней оппозиции ниже плинтуса. Зато чрезвычайно высок показатель абсентеизма, что означает «уклонение граждан от своих прямых электоральных функций».

Однако удивителен разлет мнений среди тех, с кем работали «в полях» социологи трех конкурирующих компаний! По версии Центра Разумкова, народ благоволит Петру Порошенко – не весь, конечно, а всего 14%. Ему в спину с плотностью пшеничного пива (12%) дышит Юлия Тимошенко (это уже по итогам опроса центра «София», там Юля – лучшая кандидатка). Самый же интригующий результат предоставил центр «Социс»: как черт из бочки третьим выскочил и вовсе не политик – лидер группы «Океан Эльзы» Святослав Вакарчук. (Он, кстати, не заявлял о своих президентских амбициях, но в опросных листах центра «Социс» почему-то засветился и аж девятью процентами с гаком.) Эксперты говорят, что когда-то такие же «дутые» рейтинги были у Надежды Савченко и Михаила Саакашвили.

Странности украинской социологии, давшей столь сильные разночтения в «президентских» опросах, незалежные СМИ объясняют «бескомпромиссной борьбой рейтингов», которую сами социологи между собой и ведут. Притом – шулерствуя, и повышая «суммы» приписками «с потолка».

Зачем, скажете вы? А затем, что есть у социологов специальная забава: «игра с цифрами», или – на профессиональном жаргоне – «фургон с оркестром». Название отсылает к XIX веку и в американские провинции, по которым путешествовал цирк шапито. В каждом местечке циркачи набирали оркестрик из местных самоучек, чтобы он привлекал музыкальным шумом публику. Сколько соберется музыкантов и на чем они играют – неважно, хоть бы и ансамбль «скрипка, бубен и утюг». Главное – вытащить народ из салунов, но первыми почему-то всегда прибегали мальчишки и собаки. Да хоть и они, чем не электорат!

Ольга Бугрова, радио Sputnik