Какие выводы можно сделать после «погрома имени Коханивского» в Святошинском суде

 

Полиция силой освободила зал заседаний Святошинского районного суда Киева от сторонников комбата «Добровольческого движения «ОУН» (орг. запрещена в РФ — ред. NF) Николая Коханивского, где те всю прошлую ночь держали оборону.

Как сообщала «Страна», задержаны 30 человек, причем среди них неожиданно оказались несколько журналистов, в том числе, из нашего издания. В суде рассматривается вопрос о назначении меры пресечения комбату, которого задержали за нападение на другого добровольца Руслана Качмалу с позывным Рем. Однако судья так и не принял решение в отношении Коханивского. Группа поддержки и сам обвиняемый остались ночевать в зале – ОУНовцы отказались выпускать Коханивского из зала суда, как это положено по закону.

Полицейский спецназ несколько раз ходил на штурм. И самое интересное: во вторник, 24 октября, Коханивского в итоге освободили, потому что истек срок со времени его задержания, а мера пресечения так и не была избрана. На момент публикации суд еще продолжался.

Эксперты говорят: суды становятся новым полем боя между конкурирующими силами в стране, и это усугубляет общую ситуацию, которая рискует перерасти в анархию.

Ничего нового

Эксцессы во время судебных разбирательств, похожие на случай Коханивского, нынешней Украине не в новинку. Достаточно вспомнить суд над начальником штаба батальона «Айдар» Валентином Лихолитом с позывным «Батя» в июле прошлого года.

Ему вменяли грабеж, разбой и мародерство.

Когда Печерский районный суд Киева арестовал Лихолита на два месяца, его соратники заблокировали здание, чтобы того не увезли в СИЗО. Перекрывали Крещатик, на котором суд стоит. А некоторые наиболее буйные поехали пикетировать имение Петра Порошенко в Козине.

Это возымело действие. В зал суда моментально примчался недавно назначенный генеральный прокурор Юрий Луценко, который заявил, что лично знает «Батю» и считает, что обещания того сотрудничать с прокуратурой будет достаточно для смены меры пресечения на более мягкую на время дополнительного расследования.

После такого заявления апелляционный суд Киева с невероятной скоростью рассмотрел дело и отпустил «Батю» на поруки народным депутатам Егору Соболеву и Семену Семенченко (оба фракция «Самопомощь»), Игорю Мосийчуку и Андрею Лозовому (оба фракция Радикальной партии).

При этом, что характерно, Луценко сидел в суде на одной скамье с Лихолитом.

Игры справа

Что касается Коханивского, то он уже давно стал постоянным участником всевозможных погромов в Киеве. Причем все это сходило ему с рук.

Но в этот раз за него решили взяться всерьез. Возможно, как уже писала «Страна», причина в том, что комбат ОУН вступился в конфликт за «дом Арбузова» со структурами близкими к Арсену Авакову. и Именно с этим была связана стрельба, за которую Коханивского и задержали.

Поэтому реакция властей изначально была по данному делу весьма жесткой. А силовые действия спецназа по разблокированию суда утром вторника вызвали одобрительную реакцию на Банковой.

«Так и нужно! Однако почему некоторые интернет-СМИ это «коханивскую» гопоту ласкаво называют «активистами»?! Позитивное до недавнего времени слово начинает вызывать идиосинкразию. «Активисты захватили», «активисты разгромили»…  Да на хутор пусть идут такие «активисты», — прокомментировал на своей странице в Фейсбуке политтехнолог, спичрайтер президента Украины Олег Медведев.

Напротив, народный депутат Игорь Луценко («Батькивщина»), который входит в группу поддержки Коханивского, обвиняет полицию в чрезмерном рвении и провоцировании потасовок в суде и не только. «Все, чего мы требуем здесь – это суда по закону. Виноват Николай или нет – пусть разбирается следствие и суд. Но нынешние события – это, похоже, не о том, чтобы разобраться и установить истину. Выглядит все как одна из провокаций, чтобы углубить внутреннее напряжение в стране. И это на руку тем, кто руководит силовиками… Кому-то нужен кризис, и решили использовать дело Коханивского», — написал Луценко на своей странице в Фейсбуке.

Политолог Руслан Бортник со ссылкой на источники предлагает другую подоплеку. Он утверждает, что ситуация Коханивского спровоцирована жесткой закулисной борьбой за верховенство в правом сегменте украинской политики.

«Идет противостояние за, скажем так, «правую франшизу» между «провластными» и «дикими» правыми. К последним как раз принадлежит Коханивский и компания. Они хоть и связаны с отдельными депутатами от Радикальной партии, но являются несистемным движением, которое часто выступает против власти», — сказал Бортник «Стране».

Привыкание к погромам

В целом история с Коханивским приводит к неутешительным выводам. Известный юрист Марина Ставнийчук отмечает: баталии в судах показывают, что правовые способы защиты нарушенного права перестают действовать в стране.

Общество привыкает, что суды атакуют и громят. У таких методов даже находятся сторонники.

«Похоже, количество тех, кто поддерживает разгром суда, больше, чем количество вместе взятых тех, кто считает Порошенко реформатором, и тех, кто поддерживает Саакашвили с его «крутым» ультиматумом об избирательном законе и антикоррупционном суде! Те, кто рационально мыслит, опять «не существуют» в информационном пространстве», — констатирует бывший народный депутат, экс-председатель Киевской облгосадминстрации Евгений Жовтяк.

Впору говорить не о продолжении судебной реформы в стране и запуске судов новой юрисдикции, а вообще о возможности нормального судебного процесса.

«Зачем все эти изменения в Конституцию и законы, общественные советы, переаттестации, экзамены, оценивания, люстрации, новые верховные суды и высшие советы правосудия, если можно просто разрушить и заблокировать работу суда, физически уничтожить зал его заседаний и за это никому ничего не было и не будет?» — задается вопросом на своей странице в Фейсбуке экс-заместитель главы Администрации президента, известный юрист Андрей Портнов.

При этом, по мнению Бортника, сама власть является источником проблем.

«Но странно, что нынешнее руководство страны, с одной стороны, говорит об угрозе воцарения анархии, махновщине и госперевороте, а с другой – активно использует радикалов в своих политических целях, потом спуская на тормозах их разные выходки. Это парадокс, который может  стране дорого обойтись. Наведение порядка — это, пожалуй, задача номер один для страны и требование общества. Но нынешняя власть показывает, что не состоянии выполнить это требование и обеспечить хотя бы элементарный порядок в государстве», — резюмирует Бортник.

Денис Рафальский, «Страна», Украина