Из всех политических искусств в российской партийной политике важнейшим является спойлерство

Подавляющее большинство политических партий на российском электоральном рынке существуют не за тем, чтобы кого-то представлять, куда-то избираться, выражать какие-то идеи, а для того, чтобы занимать чье-то место,  раздваивать тот или иной политический бренд, не давать развиваться тому или иному политическому направлению.

Много лет, к примеру, регулярно возникает вопрос: почему в России нет партии, подобной национал-популистским движениям типа «Национального фронта», «Альтернативы для Германии», «Партии свободы» в Европе? И ответ всегда один и тот же: «Как же нет? Есть! А ЛДПР? А Владимир Вольфович?». И под этот камень не подкопаться ни обтечь боком.

Едва выяснилось, что монархические настроения в России набирают популярность, особенно среди молодежи, которая живет в информационном мире, где то возвращается король, то претенденты ведут войну за железный трон, а стало быть не видит в монархии ничего смешного, необычного и устарелого, как и на этот фланг творцы политических мнимостей подогнали своего спойлера.

Миллиардер Антон Баков сообщил прессе о намерении выдвинуть свою кандидатуру на выборах президента России в 2018 году. Выдвинуться он намеревается от имени основанной им в 2012 году «Монархической партии».

По словам Бакова, у него «ровно два тезиса», с которыми он собирается пойти на выборы. Первый заключается в том, что «династия Романовых должна быть возрождена хотя бы в качестве главы мини-государства типа Ватикана». При этом он пояснил, что он и его единомышленники не претендуют «на то, чтобы сейчас немедленно возрождать династию Романовых во главе РФ». Далее Баков хочет «создать монархический интернационал. Правильнее сказать, Священный союз, как он назывался в XIX веке», — добавил миллиардер.

Чтобы понять какое отношение заявления Бакова имеют к традиционной русской монархии,  Романовым, наследию имперской России, достаточно изучить политическое лицо самого кандидата. Перед нами бизнесмен, поднявшийся на гребне мутной волны 1990-х, прежде всего за счет многочисленных проектов на Урале, где раздел активов приобрел особенно криминальный характер и выжить в нем было непросто.

Но Баков выжил, в частности за счет неординарности своего мышления – так, в какой-то момент, он выпустил «уральские франки», сепаратные деньги, использовавшиеся для расчетов на его предприятиях. Баков был одним из основным идеологом сепаратистского проекта «Уральской республики», который в эпоху «забирания суверенитета сколько можете проглотить» выдвигался окружением Эдуарда Росселя. Таковы были первые политические шаги нынешнего «реставратора Российской Империи» – сепаратная республика.

Баков
Антон Баков. Фото: Сергей Карпов/ТАСС

Бывает, конечно, что люди меняются, но это не про Антона Алексеевича. Продвигаемый им пародийный проект «Российской Империи» должен был существовать не в России, а на атоллах Тихого Океана и должен был пополнить ряды виртуальных квази-государств, создаваемых анархистами-либертарианцами. Впрочем, в 2014 году от «Российской Империи» Баков резко отказался, видимо слово «российский» стало из-за санкций сомнительным активом на рынке международной прохиндиады. Теперь Баков учредил «Суверенное государство Императорский престол», лишенное всякого национального лица, не имеющее определенной связи с православием. Для размещения структур «Престола» якобы закуплена земля рядом с черногорским городом Никшич. Баков позиционирует «Императорский престол» как второй Ватикан, в котором по аналогии с папским государством будут править наследники власти императора Константина. Тем самым миллиардер решил принять в производство клеветническую западную теорию о византийской православной монархии как о «цезарепапизме», где, якобы, воедино были слиты духовная и светская власть. Сами западные исследователи давно отказались от этой ангажированной конструкции и признали, что «главой Церкви» православный император не был, но для пародистов этот устаревший материал пригодился.

Роль «царепапы Никшичского» играет у Бакова принц Карл Эмих Николаус Фридрих Герман цу Лейнинген, внук великой княжны Марии Кирилловны (дочери великого князя Кирилла Владимировича), кощунственно провозглашенный им «Императором Николаем III». Права Карла Эмиха как представителя русского императорского дома крайне спорны, его права в доме Ленингенов потеряны в результате морганатического брака, так что даже если бы Карл Эмих остался единственным родственником Романовых на планете, и в этом случае его династические права сошли бы в могилу вместе с ними. Согласием же на участие в баковском маскараде этот князь и вовсе себя дискредитировал.

Но вот что характерно – это цель, ради которой «эрцканцлер» (чрезвычайно характерное наименование) «Императорского престола» господин Баков, затевает все эти проекты.  Так, после появившейся информации о договоренности, что республика Кирибати передает Бакову три необитаемых острова, для учреждения его империи, его жена Марина сообщила, что в этом кокосовом раю «смогут селиться недовольные политикой Владимира Путина россияне». Другими словами, перед нами снова и снова проект анти-России, спойлера уже не только монархического движения внутри России, но и международного спойлера Российской державы.

Кирибати
Кирибати. Фото: www.globallookpress.com

По отношению к нынешней РФ такой спойлер может быть и не особенно актуален, но если наша страна начнет восстанавливать свою имперскую легитимность, претендовать на наследие Российской Империи, то вот увидите – виртуальное государство Бакова будет путаться у России под ногами на каждом шагу, заявлять на всё судебные претензии разбирательства по которым будут растягиваться на десятки лет. При этом учреждать в Микронезии Микророссию Баков тоже не намерен – напротив, он старается учить полинезийский язык и даже говорит корреспонденту «Радио Свободы» бодрое: «Кака моаку» (Очень опасно).

В чьих интересах господин Баков занят этой хлопотной, несколько комической деятельностью? В начале 2000-ных годов Баков руководил отделениями СПС на Урале и постоянно аттестовал себя как «человек Чубайса». В 2015 году на митинге памяти Бориса Немцова заявил, что «всё, что происходит сейчас в стране, – это очень серьёзно. Нужно уезжать». Другими словами, миллиардер сам соотносит себя с той частью российских элит, которые ориентированы откровенно прозападно и антироссийски, которые выпадают из патриотического консенсуса, худо-бедно сформировавшегося за последние годы.

Собственно затея Бакова обусловлена, по его собственным словам, тотальным отрицанием тех ценностей и убеждений, которых придерживается современное русское общество и которые осуществляет Владимир Путин. Баков описывает нынешнюю Россию практически как народную монархию по Солоневичу и это ему и не нравится: «Он не принимает ни одного решения, которое бы не поддерживалось большинством жителей России, я сейчас говорю о публичных его решениях. Он вынужден все время поддерживать свой высокий рейтинг и поэтому идти на поводу у большинства нашего общества. Общество наше, как известно, искалечено советской властью, общество наше не слишком образованно, не слишком продвинуто, тем более большинство. Мы видим печальнейшие результаты, когда человек, вместо того чтобы вести за собой народ, наоборот, сам следует как, извините меня, какая-то корова привязанная в обозе, за общественным мнением».

На мой взгляд проблема России прямо противоположна. Наша власть слишком часто не слышит общества, ей не хватает подлинного популизма, народности, национальности и консерватизма. Она слишком часто идет на уступки «прогрессорам» из обломков былого СПС. Но, как видим, даже нынешний уровень согласия власти и народа многих не устраивает.

Правда непонятно, каким образом экстерриториальный «монархист» Баков намерен в этом случае участвовать в российских выборах. Ведь если российский ЦИК отнесется к его заявкам о «Престоле» минимально серьезно, то он окажется лицом с двойным гражданством и должностным лицом иностранного государство, что всякую возможность участия в выборах для него исключит.

Впрочем свое отношение к выборам «монархист» заявил вполне откровенно: «Я отношусь к выборам как к спектаклю, где кандидаты — актёры, а бюрократия — режиссёр. Но и те, и другие просто вынуждены работать на публику. Как-то так и делается демократия». Иными словами, перед нами очередное политическое цирковое шоу, в котором что монархия, что демократия – маски, дабы дурить обывателя.

Что же в этом спектакле настоящее? Пожалуй только одно. То, что господин Баков напомнил о себе тогда, когда о монархической альтернативе заговорили в нашем обществе всерьез и оказалось, что сторонников этой альтернативы действительно много. Тут-то сразу и понадобилось срочно шапито с Кирибати. И вот это действительно кака моаку.