Одно из важнейших событий уходящей недели — открытие в праздник Воздвижения Креста Господня на Бутовском полигоне в Москве мемориала «Сад памяти»

Это место называют Русской Голгофой. Только в период с августа 1937-го по октябрь 1938 года здесь было расстреляно более 20 тысяч человек. На гранитных плитах-стенах памятника высечены имена всех погибших, всех 20 000… Общая длина памятника – 300 метров, высота 2 метра. На сегодня это крупнейший в России памятник, установленный на месте захоронения пострадавших в годы массовых репрессий.

Многие привыкли думать, что мученики – это очень давно, в первые три века христианства. Но ведь меньше ста лет назад, здесь, на нашей земле, история повторилась с не меньшей жестокостью. И в гораздо больших масштабах. Гонения на Церковь начались практически сразу после 1917 года и продолжались в течение всего советского периода. Их интенсивность и жестокость была различной, но они были всегда.

Храним ли мы сегодня эту память, обращаемся ли к святым новомученикам в наших молитвах? Увы, современный человек, как и во все времена, привык обращаться к святым, чтобы что-то получить. Самому при этом не меняясь. Такое языческое отношение к помощи святых. Как к магическому трюку. Мы ищем избавления от болезней, от плохой работы, еще от каких-то проблем.

Я видел даже такие списки: «Какому святому молиться в каком случае», где расписаны все проблемы, от потери кошелька до получения жениха. Самым смешным (или самым ужасным?) было указание на то, что от головной боли надо молиться Иоанну Крестителю, потому что… ему отрубили голову.

Мы не обращаемся к новомученикам, потому что они от зубной боли не очень помогают. Они укрепляют в Вере. В вере во Христа, без Которого жизнь христианина просто бессмысленна.

17 лет назад один замечательный священник, архимандрит Дамаскин, много сделавший для прославления новомучеников Церкви Русской, написал слова, которыми я очень хочу с вами поделиться. Потому что за 17 прошедших лет они стали только актуальней:

«Наступило уже 2000-летие Рождества Христова. Для человечества это время подведения итогов. Что могут принести люди в дар Богомладенцу Христу, какими достижениями похвалиться? В области экономической? Но здесь полная неуверенность в завтрашнем дне. В области государственного, политического и социального устройства общества? Но все модели общества являются постоянным источником конфликтов и среди социальных групп, и между государствами. Какой же итог двухтысячелетнего бытия может подвести мир и Россия? Единственный бесспорный итог жизни человечества в течение этих 2000 лет – это святые, люди практически осуществившие высочайший нравственный идеал христианства.Россия подводит итог этому периоду времени, ибо за одно последнее столетие она явила миру сонм святых, соразмерный всей предшествующей истории христианства, – мучеников, исповедников и подвижников благочестия. Русская Православная Церковь на примере святых своих мучеников дала образец нравственного совершенства, мужества, незамутненного видения вечного смысла жизни для себя и всего мира».

Единственный бесспорный итог жизни человечества. Так и есть.