В Русской Православной Церкви продолжаются юбилейные мероприятия, посвященные одной из ключевых дат новейшей церковной истории — 10-летней годовщине воссоединения с Русской Зарубежной Церковью

2017 год стал юбилейным не только для трагедии 100-летней давности — времени начала революционной смуты и богоборческих гонений — но и для события относительно недавнего. Так, именно в этом году православные христиане празднуют 10-летие воссоединения Московского Патриархата с Русской Православной Церковью Заграницей. Совпадение этих двух дат символично: ведь именно по молитвам пострадавших в советские годы Новомучеников и исповедников Русская Церковь обрела столь долгожданное единство, разрушенное революцией и гражданской войной. Хотя, казалось бы, еще накануне 2007 года полной уверенности в исцелении этого церковного раздора не было.

Об истории воссоединения сказал наместник московского Сретенского монастыря СНХ – епископ Тихон (Шевкунов):

«Вначале приходилось выходить иногда один на один со своими собратьями, и это было очень тяжело и неприятно. А потом, как всегда в России: сначала подерутся, а потом помирятся. И в первую очередь, наверное, все мы благодарим Господа за то, что Он дал нам возможность поучаствовать в этом великом деле Божием. Казалось бы, кто мы? Но Господь дал нам это счастье, и так ведет нас ко Спасению…»

Одним из Небесных покровителей дела церковного воссоединения стал святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский. Выдающийся иерарх Русской Зарубежной Церкви, а вместе с тем – блаженный старец, известный своей прозорливостью и прижизненными чудотворениями. Сегодня его почитание широко распространилось и в России. Примером тому стал прошедший в стенах Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета вечер, посвященный возрождению церковного единства, а также непосредственно личности святителя Иоанна и презентации книги воспоминаний об этом великом святом.

Свое мнение о книге выразил глава Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Пантелеимон (Шатов):

«Я думаю, святитель Иоанн и молился, и благословил это соединение. Он служил в разных местах Земли и, конечно, молитва к нему помогает нам хранить это единство… Я очень благодарен за то, что узнал о святителе Иоанне, что он всех своих священников благословлял обязательно раз в месяц бывать в больницах, посещать больных. И, конечно, это его служение страждущим, о котором говорится в тропаре о нем, оно очень близко нам…»

Несмотря на то, что сам святитель Иоанн жил и служил очень далеко от родной русской земли, он всегда сохранял любовь к России и веру в то, что Церковь в Русском Зарубежье воссоединиться с Церковью на Родине. Святитель Иоанн говорил:

«Я каждый день на проскомидии поминаю Патриарха Алексия. Русская Зарубежная Церковь духовно не отделяется от страждущей Матери. Она возносит за нее молитвы, хранит ее духовные богатства и в свое время соединится с Нею, когда исчезнут причины, разъединявшие их…»

Как рассказал автору этих строк архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (Донсков), человек, чьим первым духовником в далекие 50-е годы прошлого века был именно святитель Иоанн: «Когда мы спрашивали владыку, какое положение Церкви в России, он всегда нам говорил, что Господь Россию никогда не оставит, то есть во веки!»

И, конечно, святитель Иоанн был одним из тех, кто свято хранил память о святых царственных страстотерпцах, чье прославление в Русской Православной Церкви в 2000 году стало одним из главных шагов на пути к возрождению нашего церковного единства.

Об этом вспоминает ключарь Радосте-Скорбященского кафедрального собора города Сан-Франциско протоиерей Петр Перекрестов:

«При жизни владыки у него над письменным столом всегда висел портрет царя-мученика Николая, и он очень свято чтил его и как царя, и как личность, и его семью как образцовую христианскую семью…»

Молитвами святых воссоединившейся Русской Церкви, мы являемся свидетелями начала возрождения Православной России. Возрождения, важнейшей составляющей которого является наше русское национальное примирение, основанное на покаянном осмыслении трагических событий прошлого.