Ситуации исторического свойства имеют способность повторяться в той или иной мере по прошествии времени. Сейчас политическая жизнь в Украине взбудоражена не только возвращением Михеила Саакашвили и другими клоунадами. Имеет место синдром ожидания грандиозных, судьбоносных для страны событий. И в ряду предвестников этих событий стоит планируемое направление в воюющий Донбасс миссии миротворческих сил ООН.

 

 

Подобные ожидания уже были в украинской истории. Гетман Иван Мазепа ожидал шведов. А если ближе, то под конец своей власти Гетман Украинской Державы генерал-лейтенант русской службы Павел Скоропадский, брошенный немцами, уезжающими в свою революционную Германию, тоже чего-то ожидал. Перед лицом надвигающихся на Киев отрядов Симона Петлюры Павел Петрович надеялся договориться с Антантой и получить для защиты Киева сенегальские роты, которые высадятся в Одессе с французского линкора «Мирабо».

Эту ситуацию запечатлел Михаил Афанасьевич Булгаков в своем романе «Белая гвардия». Офицеры русских формирований Скоропадского отмечают утренний выход на позиции и поминают ожидаемую помощь сенегальских рот. Ожидаемое прибытие в результате оказалось фикцией.

На кресле скомканный лист юмористической газеты «Чертова кукла». Качается туман в головах, то в сторону несет на золотой остров беспричинной радости, то бросает в мутный вал тревоги. Глядят в тумане развязные слова:

— Голым профилем на ежа не сядешь!

— Вот веселая сволочь… А пушки-то стихли. А – стра – умие, черт меня возьми! Водка, водка и туман. Ар-ра-та-там! Гитара.

Арбуз не стоит печь на мыле,

Американцы победили.

Мышлаевский где-то за завесой дыма рассмеялся. Он пьян.

Игривы Брейтмана остроты,

И где же сенегальцев роты?

— Где же? В самом деле? Где же? – добивается мутный Мышлаевский.

Рожают овцы под брезентом.

Родзянко будет президентом…

Талант Булгакова устроил перекличку прошлого с днем сегодняшним. И сегодня в Украине ждут своеобразный аналог сенегальских рот миротворцев ООН. Потому что Донбасскую войну надо заканчивать. Она не только несет смерть и разрушения гражданам страны. Она оправдывает и прикрывает безудержные коррупцию, правовой беспредел властей. Ведет к развалу государства и его экономики. Швыряет миллионы людей в беспросветную нужду, гонит их с родной земли за кордон – в поисках лучшей жизни.

А предыстория этого ожидания такова. Еще в конце февраля 2015 года после подписания второго Минского протокола и Дебальцевского разгрома украинских войск в Совете Безопасности ООН начались консультации о введении полицейской либо миротворческой миссии в Донбасс.

В марте того же года президент Украины Петр Порошенко завизировал решение СНБО «Об обращении в Организацию Объединенных Наций с просьбой отправить в Донбасс миротворческий контингент». В документе говорилось о «международной операции по поддержанию мира и безопасности. Существовала вероятность, что формирования самопровозглашенных республик продолжат наступление и очень далеко могут зайти.

Вслед за президентской инициативой Верховная Рада приняла обращение к Совету Безопасности ООН и Совету Евросоюза с просьбой развернуть в Украине миротворческую операцию.

Существенно, что для введения в Украину миротворческого контингента и тогда, и теперь необходимо согласие России, имеющей право вето в Совете Безопасности ООН.

Глава МИД РФ Сергей Лавров в то время заявил, что развертывание миротворческой миссии не предусмотрено Минскими соглашениями, а сами миротворцы нужны Порошенко для того, чтобы «снять с себя ответственность за подпись под Минскими договоренностями».

Миротворческий вопрос рассматривался и позже. В апреле 2016 года, после одной из встреч в нормандском формате. В апреле 2017 года, после гибели в Луганской области американского наблюдателя мониторинговой миссии ОБСЕ (автомобиль с американцем подорвался на мине).

А в августе 2017 года президент Петр Порошенко публично заявил, что в сентябре на заседании Генеральной ассамблеи ООН имеет намерение озвучить концепцию миротворческой миссии в Украине. Гарант рассчитывал и рассчитывает, что в условиях внутренней политической нестабильности в стране иностранные войска в голубых касках защитят его власть от конкурентных поползновений. Порошенко не столь наивен, чтобы полагаться на армию и силовые структуры, которые укомплектованы разношерстной публикой с нацистским и даже антипорошенковским уклоном. Единственное, чего он опасается, так это наличие в составе миротворческого контингента российских военнослужащих. Хотя и этот тезис тоже спорен. Безусловно лишь то, что президент в самый критический для себя момент будет готов консолидироваться с кем угодно, лишь бы сохранить свою всласть или хотя бы призрак такой власти.

Но президент России Владимир Путин, в очередной раз продемонстрировал свою политическую предусмотрительность и опередил Порошенко. 5 сентября сего года он высказал необходимость и конструктивность отправки международных миротворческих войск в Донбасс. Хотя, по его мнению, функции голубых касок должны быть ограничены нахождением на линии разграничения противоборствующих сторон и охраной персонала миссии ОБСЕ. На других территориях миротворцам не место. Путин поручил своим дипломатам разработать соответствующий текст проекта резолюции и предложить Совету Безопасности ООН рассмотреть документ.

Ирина Геращенко, первый вице-спикер Верховной Рады, назвала вариант президента России неприемлемым. Озвучивая мнение Порошенко, она высказала необходимость размещения миротворцев в тылу самопровозглашенных республик, на российско-украинской границе. МИД Украины в свою очередь заявил, что наличие российских военных в составе миротворческого контингента недопустимо, как невозможны прямые переговоры по этой теме с руководством ОРДЛО (неподконтрольных Украине отдельных районов Донецкой и Луганской областей).

К этим мнениям представителей официального Киева вряд ли прислушаются те, кто сейчас вершит судьбы Украины, которая благодаря недальновидной политике своих нынешних правителей перестала быть суверенной. Утратила международную субъектность. И теперь, находясь в зависимом положении, будет вынуждена выполнять все, что прикажут сильные мира сего.

На сентябрьской Генеральной ассамблее ООН и на возможной второй встрече президента США Дональда Трампа с президентом Украины Петром Порошенко все и решится. Разумеется при согласии Российской Федерации в лице президента Владимира Путина. Остальное – от лукавого. Домыслы политических аутсайдеров.

Чего же ждет украинское общество от прибытия в Донбасс контингента миротворцев ООН? Надо сказать, что такого общества, к сожалению, уже и нет. Оно разделилось на противоборствующие группировки по национальным, языковым, конфессиональным, идеологическим и ментальным признакам-различиям. Осталось одно название. Этому поспособствовали дорвавшиеся до власти после Майдана плутократы, которые явно переусердствовали в осуществлении старого римского принципа «Разделяй и властвуй» (лат. divide et impera).

Так вот… об ожиданиях. Украинские власти предержащие с завидным упорством надеются, что миротворцы станут их «преторианской гвардией», выйдут на границу с Россией, блокируют вооруженные формирования повстанцев, помогут украинским войскам и парамилитарным нацистским формированиям «огнем и мечом» навести «порядок» на мятежных территориях.

Кроме того, Порошенко надеется, что голубые каски встанут грудью на его защиту как от крайне недовольных нацистов, так и от политических авантюристов типа Саакашвили.

Нацисты полагают, что миротворцы помогут им проникнуть в ОРДЛО и позволят учинить расправу над неугодными «москалями». По ходу рассчитывают заняться привычным мародерством.

Некоторые украинские политиканы содрогаются от предположения, что прибытие миротворцев – это составляющая «Большой Сделки» Путина и Трампа по Украине. Трамп отдает Путину Украину за сотрудничество в плане борьбы с исламским терроризмом, за приструнение Северной Кореи или, к примеру, за прекращение строительства второго Атлантическо-Тихоокеанского канала в Никарагуа. В результате, мол, голубые каски наденут боевые буряты и чеченцы Путина и под видом миротворцев запретят украинцам носить вышитые сорочки.

Адекватные граждане Украины питают надежду обрести желанный мир. Ведь война забирает жизни у родных им людей, призванных в армию. Война прикрывает коррупционные махинации и беззакония. Война способствует дальнейшему разрушению экономики и как следствие – разрушению украинской государственности.

Разумеется, в Украине есть и довольно многочисленная прослойка деклассированных элементов, которым на все уже наплевать. И на Украину. И на каких-то миротворцев.

В самопровозглашенных республиках тоже имеет место синдром ожидания в диапазоне от оптимистической веры в помощь и надежность России до отчаянных заявлений, что нас, мол, предали, «слили», отдали на расправу бандеровцам.

По здравому размышлению становится все же понятным то, что период вербального сотрясения воздухов закончился. Что мировое сообщество переходит к конкретным действиями по выполнению Минских соглашений, которым альтернативы нет. Кровоточащую в центре Европы Донбасскую рану пора врачевать. И прежде всего предоставлением… конституционным путем… Донбассу особого статуса, что предусмотрено Минском-II. А это вызовет по стране цепную реакцию федерализации.

Понятно, что тому будет отчаянное противодействие как со стороны цепляющихся за центральную власть плутократов, так и бредящих о едином фашистско-террористическом государстве нацистах.

Конституционное переустройство Украины предстоит тяжкое, конфликтное и… возможно… кровавое. Крайностей бы не хотелось. Вот тут и могут сыграть свою миротворческую роль голубые каски. Приструнить зарвавшихся, унять буйные головы, обеспечить после выполнения Минских соглашений общественный порядок в тесном сотрудничестве с вменяемыми украинскими гражданами.

Тут автор, как и все украинские граждане подверженный синдрому ожидания, высказал свое личное мнение. Будущее может быть совсем иным. Авторитетнейший политолог и журналист Дмитрий Джангиров недавно сказал, что ситуация в Украине настолько нестабильна и противоречива, настолько быстро изменяется, что делает любое прогнозирование бессмысленным. Это более чем вполне резонно. Поживем – увидим. Все теперь решается не в Киеве. Все решается в Москве, Вашингтоне и Брюсселе.

Олег Ростовцев, Украина