Полдень — это место ожесточенной борьбы светлого и темного. Именно поэтому это время освящается молитвой, напоминает в своей статье протоиерей Андрей Ткачев

В суточном, временном кругу есть несколько очень важных точек напряжения. Это рассветная точка, когда солнышко поднимается из-за горизонта. Это ясный полдень, когда тени исчезают. Это закатная точка, когда солнышко прячется. И — полночь. Это та середина ночи, когда преломляется время на скоро приближающееся утро.

Во все эти времена Церковь молится. На рассвете, на закате, в полдень. Сегодня хочу рассказать про полдень.

Именно в полдень повис на кресте Господь Иисус Христос. По византийскому счету в пересчет на еврейский Христа распяли в шестом часу, это как раз полдень нашего времени. «Иже в шестый день же и час на кресте пригвождей, в раи дерзновенный Адамов грех». Христос повис на кресте, распростер руки, вместо согрешения Адама, когда тот простер свою руку к запрещенному плоду в раю. Это было в полдень.

В полдень было еще несколько важнейших событий библейской истории. В полдень Господь обратил Павла. Вообще, все христианское научение, проповедь, благовестие — оно распространилось в мире в основном трудами его. Ему явился Христос на пути в Дамаск, куда он шел терзать христиан. Около полудня явился сильный свет, и Христос разговаривал с ним. «Саул, Саул, что мя гонишь». Саул ослеп, пришел в Дамаск, от Анания крестился, прозрел и вышел на проповедь. Это было в полдень. То есть в тот час, когда Христос повис на кресте, искупая грехи человечества.

В полдень же царь Константин перед битвой с Максенцием видел крест на солнечном диске. Об этом говорят святые мученики — Артемий Антиохийский, например. Ученик Евсигний при Юлиане Отступнике говорил, что в ясный белый день в полном сиянии солнца видели крест, который сиянием перекрывал сияние солнечного диска, и буквами латинскими было написано: «Сим победишь» — Hoc vince. Знак креста появился на одеждах воинов Константина — и они с этим знаком побили врага, христианство вошло в имперское сознание. Ослабились путы, наложенные римской государственностью на христианскую веру.

Полдень поминается в псалме 90-м, где молящийся человек просит избавления от беса полуденного. Бес полуденный — это мучающее человека желание спать, тягота глаз, уныние, бездвижность, лень, тягота души, расслабление тела. Это то, что известно всем: в полдень, говорят, солдат борется — до обеда с голодом, после обеда со сном.

А на юге, где солнце, пустыня, жара, там бес полуденный особенно мучает человека. И особенно подвижника. Пугают то бесовские привидения, то еще что.

Полдень — это место ожесточенной борьбы светлого и темного. Именно поэтому это время освящается молитвой. Поэтому хорошо бы нам привыкать молиться, например, при подъеме солнышка из-за горизонта, при ясном свете дня в полдень, при закате солнца. И «в полунощи восстах исповедатися имени Твоему», — говорит в псалме царь Давид.

Нужно освящать молитвой круг нашей жизни. Для этого есть целая книга — «Часослов». Рекомендую вам ее для ознакомления, она постоянно читается в храмах.